Цель - Научить учащихся видеть изобразительную и оценочную функцию наречий в художественном текстеи и ипользовать в дальнейшем в своих творческих работах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать творческое мышление при выполнении заданий
- развивать внимание, память при выполнении поисковых заданий.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ:
- соблюдать правила при работе на компьютере, на интерактивной доске, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.
НАГЛЯДНОСТЬ: карточки для словарно-орфографической работы, текст для каждого учащегося, словарные слова, карточки со словами-наречиями, презентация «Природа Дона», портрет А.П.Чехова,
ОБОРУДОВАНИЕ: обычная доска, ПК, на столах у учащихся индивидуальная папка с таблицами.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проверяем пунктуационные ошибки.
III 1. Вступительное слово учителя.
- Мне хочется начать урок с просмотра слайдовых иллюстраций.
- Какое впечатление они на вас произвели?
- Вы, наверное, заметили на первом слайде вопрос? Как можно назвать презентацию?
Человеку в обыденном мире нет времени остановиться, задуматься, поразмыслить над жизнью. Он постоянно спешит куда-то, боится отстать от времени. Но, попадая в степь, он сливается с нею. Она навевает ему прекрасные мысли и чувства, заставляет полюбить вольную жизнь. Только на воле человек способен по- настоящему оценить свою жизнь. Главный герой повести Егорушка едет по степи. Как она многолика! Как она хороша!
2. Рассматривание слайдов в презентации по теме «Донская степь».
- Ребята, над какой частью речи мы работаем?
- Наша задача – научиться видеть изобразительную и оценочную функцию наречий в художественной речи и по возможности научиться использовать их в собственных творческих работах.
Мы будем работать с фрагментом из повести А.П. Чехова «Степь».
III. Работа с текстом
Чтение текста (печатный материал).
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко – желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, и в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «гррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Задания к тексту
Выразительно прочитайте текст.
- Какое настроение он передает?
(Чувство радости, спокойствия, всё в тексте знакомо, всё родное )
- Что вы почувствовали при чтении текста? при рассматривании слайдов?
(Красота родной природы, раздолье, простор передаёт текст. Мы чувствуем ответственности перед родной природой).
Композиционно-содержательный анализ текст:
- Определите тему текста? Главную мысли текста?
(Тема текста: Красота Донской степи.)
Основная мысль текста: Степь, как и природа Донского края оживает, сравнивается с состоянием и качествами человека)
3. – Стилистический анализ текста
А) обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи,
(Стиль речи: художественный)
Б) Назовите, какие изобразительно - выразительные средства использованы автором
(Художественный стиль речи характеризуется обилием тропов, применяемых автором. Эпитеты:, весёлым криком, скрипучая, монотонная музыка, Метафора: похожа на маленького человечка, Олицетворение: солнце выглянуло, принялось за работу, небо сходится с землёй, поползла полоса, полоса засветилась, и тд.).
Словарная работа:
Бричка - лёгкая колёсная иногда открытая повозка.
Старички - небольшая птица семейства чистиковых.
Курганчики - древние могильные холмы, небольшие возвышенности.
Полутень – слабая прозрачная тень.
Чибис – небольшая птичка, родственница кулика.
Попробуйте прочитать текст про себя, пропуская наречия. Что получится? Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи.
(Наречия помогли более образно и живописнее показать образ степи).
IV. Работа в группах
1 группа: Сгруппируйте наречия по видам орфограмм.
Группа: Разберите по составу наречия: веселее, позже, бедно, нигде, здесь, по – старому, недалеко.
Группа Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих наречий: бледно, важно, голодно, сладко, скучно, горько, дёшево, красиво, плохо, хорошо.
Какие наречия используются для образного изображения утра в степи? Выпишите их вместе со словами, к которым они относятся.
- Какими частями речи выражены главные слова в выписанных словосочетаниях?
С какой целью А. П. Чехов использует наречия движения наречий в художественном тексте? (Описание степи выразительное, яркое, образное. Наречия сзади, впереди, издали, вправо, далеко, издали (со значением места, пространства, направления) придают тексту точность, детальность, делают речь конкретной).
Выводы: Употребление наречий характерно для художественной речи. Наречия выполняют изобразительную и оценочную функции, эмоционально окрашивают речь, передают настроение автора.
«Степь» у Чехова не просто место действия, она сама является действующим лицом. Степь, как и природа в целом, олицетворяется и одухотворяется. В изображении степи подчеркивается сходство с человеческими чертами, качествами, состояниями. И увидеть это нам помогли наречия.
V. Творческая работа. Составление синквейна к тексту «Степь».
ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА
1 СТРОКА – заявленная тема или термин ( 1 существительное или местоимение )
2 СТРОКА – описание признаков, свойств (2 прилагательных или причастия)
3 СТРОКА – образована 3 глаголами или деепричастиями, описывающими характерные
действия предмета или темы.
4 СТРОКА – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к описываемому
Предмету, теме.
5 СТРОКА – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета, темы, синоним
- Что было новым для вас на уроке? - Каковы основные результаты вашей работы? - Что получилось у вас лучше всего? - Как вы оцениваете практическую значимость данного урока для себя? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? * Обязательно сделать вывод о продвижении детей.
VI. Домашнее задание. НАПИСАТЬ сочинение – миниатюру, повторить $ 20-25?