- повторить определение имени прилагательного, эпитета, особенности типов и стилей речи; познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных.
№ п/п | Этапы урока | № слайда | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Организационно-мотивационный момент | Слайд 1 Позитивный образ-картинка, символизирующий имя прилагательное | Учитель рассказывает занимательную историю о прилагательном | Отвечают на вопрос: «О чём идёт речь?» (об имени прилагательном) |
2 | Формулирование темы урока. | Слайды 2,3 «Имя существительное» «Глагол» | Сообщает о роли существительного (носитель основной информации о мире) и глаголе (портрет, высказывание А.Н.Толстого о глаголе: «выражает движение», «основа русского языка»), подводит учащихся к определению темы | Формулируют тему урока ( Роль имён прилагательных в русском языке) Формулируют цель урока. |
3 | Повторение и формулирование этапов исследовательской деятельности: 1) Формулирова ние цели исследования | Слайд 4 «Этапы исследовательской деятельности» Слайд 5 «Цель исследования» | Предлагает учащимся побыть в роли исследователя и вспомнить этапы исследовательской деятельности («Памятка») Предлагает учащимся определить цель исследования | Называют этапы исследовательской деятельности Формулируют цель исследования: выявить, с какой целью в русском языке употребляются имена прилагательные |
2) Выдвижение гипотезы. | Слайд 6 «Гипотеза исследования» | Предлагает сформулировать гипотезу исследования | Выдвигают гипотезу: Имена прилагательные делают речь более выразительной. Может быть, есть другие функции, о которых мы не знаем? |
3) Определение средств проверки гипотезы. | Слайд 7 «Средство работы» | Предлагает назвать средства (материал) для работы, в результате которой мы убедимся в правильности или неправильности гипотезы. Предлагает три текста и форму деятельности – групповая работа. (легче проверять результаты учебной деятельности, экономия времени) | В качестве такого средства предлагается текст |
4) Составление плана работы. | Слайд 8 «План работы» | Корректирует деятельность учащихся по составлению плана работы | Составляют план работы: -читаем текст; -находим прилагательные в тексте (вспоминают признаки прилагательного); - подсчитываем количество прилагательных в тексте; - примеряем гипотезу (убрать прилагательные из текста, а потом сравнить с исходным вариантом); - сделать вывод. |
4 | Организация групповой работы. | Слайд 8 «План работы» | Сообщает время, отведённое на выполнение работы, каждой группе даёт один текст (40-45 слов) | Делятся на три группы, распределяют роли |
5 | Оформление результатов. | Слайд 9 «Оформление результатов» | Помогает определиться с оформлением результатов | Предлагают способ оформления результатов: количество прилагательных в тексте; вывод (после сравнения вариантов текста) |
6 | Проверка результатов. | Слайд 10 (Результат деятельности первой группы) Слайд 11 (Результат деятельности второй группы) Слайд 12 (Результат деятельности третьей группы) | Слушает сообщения групп, корректирует | Сообщение первой группы: в тексте одно прилагательное «гласный»; при его отсутствии меняется смысл высказывания, нет понимания, о каком звуке идёт речь (о гласном? согласном?) Вывод: прилагательные выделяют нужный предмет – выделительная функция. Сообщение второй группы: в тексте найдено 10 прилагательных, без них текст становится сухим, скучным, неинтересным Вывод: прилагательные помогают нарисовать яркую, образную картину (много эпитетов) и выразить отношение автора к предмету изображения. Сообщение третьей группы: в тексте не нашли прилагательных и поэтому не поняли, какую роль они играют и почему они отсутствуют. |
7 | Завершение исследования Речеведческий анализ текстов. | Слайд 13 «Научный стиль» Слайд 14 «Художественный стиль речи» Слайд 15 «Описание» Слайд 16 «Повествование» Слайд 17 «Рассуждение» | Спрашивает: - Если у 3 -й группы не получилось добиться результата таким способом, попробуйте другой способ. - Как можно по-другому проанализировать текст? Предлагает продолжить исследование, предварительно организуя повторение особенностей научного, художественного стилей речи и типов речи Проверяет правильность выполнения | Отвечают на вопрос (речеведческий анализ текста); называют особенности стилей речи, типов речи. Сообщают результаты: научный стиль, рассуждение; художественный стиль, описание; художественный стиль, повествование (тип речи объясняет отсутствие имён прилагательных в тексте) |
8 | Общий вывод. | Слайд 18 « Итог исследования» | Задает вопросы. | Вместе отвечают, делают выводы: имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой (от стиля и типа речи) |
9 | Домашнее задание | Слайд 19 «Домашнее задание» | Комментирует разноуровневые задания | Записывают в дневник |
10 | Рефлексия | Слайд20 «Поздравляю со званием «исследователь»!» | Оценивает деятельность групп, определяет лучшую группу | Самооценка, взаимооценка |