kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Роль имён прилагательных в русском языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает понять учащимся роль существительных в русском языке. Ребята открывают для себя новые знания, находясь в позиции исследователей: формулируют самостоятельно цель урока, выдвигают гипотезу. Основная форма работа - групповая. Учащиеся анализирую предложенные тексты и оформляют результаты работы. Работа сопровождается презентацией, которая напоминает ребятам об основных этапах исследовательской деятельности, стилях и типах речи. Урок направлен на формирование исследовательских, речеведческих умений, коммуникативных УУД (работа в группе, построение мологических высказываний). навыка контроля и оценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Роль имён прилагательных в русском языке" »

Урок- исследование

«Роль имён прилагательных в русском языке»

(6 класс)




Главная дидактическая цель: добиться понимания учащимися роли прилагательных в речи.


Образовательный аспект:

- повторить определение имени прилагательного, эпитета, особенности типов и стилей речи; познакомить с изобразительными возможностями имён прилагательных.

Развивающий аспект: развивать исследовательские умения, устную (монологическую) речь при формулировании связных ответов; интеллектуальные умения и навыки; организационные умения и навыки (навык самоконтроля и взаимооценки); коммуникативные навыки (владение монологической речью, навык активного слушания, умение работать в группе).


Воспитывающий аспект: создать условия для воспитания ответственности за результат деятельности.



Ход урока



№ п/п

Этапы урока

№ слайда

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационно-мотивационный момент

Слайд 1

Позитивный образ-картинка, символизирующий

имя прилагательное


Учитель рассказывает занимательную историю о прилагательном

Отвечают на вопрос: «О чём идёт речь?»

(об имени прилагательном)

2

Формулирование темы урока.


Слайды 2,3

«Имя существительное»

«Глагол»


Сообщает о роли существительного (носитель основной информации о мире) и глаголе

(портрет, высказывание А.Н.Толстого о глаголе: «выражает движение», «основа русского языка»), подводит учащихся к определению темы


Формулируют тему урока

( Роль имён прилагательных

в русском языке)



Формулируют цель урока.


3

Повторение и формулирование этапов исследовательской деятельности:



1) Формулирова

ние цели исследования






Слайд 4

«Этапы исследовательской деятельности»



Слайд 5


«Цель исследования»





Предлагает учащимся побыть в роли исследователя и вспомнить этапы исследовательской деятельности

(«Памятка»)



Предлагает учащимся определить цель исследования






Называют этапы исследовательской

деятельности






Формулируют цель исследования: выявить, с какой целью в русском языке употребляются

имена прилагательные




2) Выдвижение гипотезы.








Слайд 6

«Гипотеза исследования»








Предлагает сформулировать гипотезу исследования






Выдвигают гипотезу: Имена прилагательные делают речь более выразительной. Может быть, есть другие функции, о которых мы не знаем?



3) Определение средств проверки гипотезы.
















Слайд 7


«Средство работы»

















Предлагает назвать средства (материал) для работы, в результате которой мы убедимся в правильности или неправильности гипотезы.

Предлагает три текста и

форму деятельности – групповая работа. (легче проверять результаты учебной деятельности, экономия времени)



В качестве такого средства предлагается текст




4) Составление плана работы.


Слайд 8

«План работы»



Корректирует деятельность учащихся по составлению плана работы


Составляют план работы:

-читаем текст;

-находим прилагательные в тексте

(вспоминают признаки прилагательного);

- подсчитываем количество прилагательных в тексте;

- примеряем гипотезу (убрать прилагательные из текста, а потом сравнить с исходным вариантом);

- сделать вывод.



4

Организация групповой работы.

Слайд 8

«План работы»

Сообщает время, отведённое на выполнение работы, каждой группе даёт один текст (40-45 слов)

Делятся на три группы, распределяют роли



Оформление результатов.  

Слайд 9

«Оформление результатов»


Помогает определиться с оформлением результатов

Предлагают способ оформления результатов:

количество прилагательных в тексте;

вывод (после сравнения вариантов текста)

6

Проверка результатов.

Слайд 10

(Результат деятельности первой группы)





Слайд 11

(Результат деятельности второй группы)





Слайд 12

(Результат деятельности третьей группы)




Слушает сообщения групп, корректирует

Сообщение первой группы: в тексте одно прилагательное «гласный»; при его отсутствии меняется смысл высказывания, нет понимания, о каком звуке идёт речь (о гласном? согласном?) Вывод: прилагательные выделяют нужный предмет – выделительная функция.


Сообщение второй группы: в тексте найдено 10 прилагательных, без них текст становится сухим, скучным, неинтересным Вывод: прилагательные помогают нарисовать яркую, образную картину (много эпитетов) и выразить отношение автора к предмету изображения.


Сообщение третьей группы: в тексте не нашли прилагательных и поэтому не поняли, какую роль они играют и почему они отсутствуют.

7

Завершение исследования Речеведческий анализ текстов.

Слайд 13

«Научный стиль»


Слайд 14

«Художественный стиль речи»


Слайд 15

«Описание»


Слайд 16

«Повествование»


Слайд 17

«Рассуждение»



Спрашивает:

- Если у 3 -й группы не получилось добиться результата таким способом, попробуйте другой способ.

- Как можно по-другому проанализировать текст?

Предлагает продолжить исследование, предварительно организуя повторение особенностей научного, художественного стилей речи и типов речи








Проверяет правильность выполнения







Отвечают на вопрос (речеведческий анализ текста); называют особенности стилей речи, типов речи.












Сообщают результаты:

  1. научный стиль, рассуждение;

  2. художественный стиль, описание;

  3. художественный стиль, повествование (тип речи объясняет отсутствие имён прилагательных в тексте)

8

Общий вывод.

Слайд 18

« Итог исследования»

Задает вопросы.

Вместе отвечают, делают выводы: имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой (от стиля и типа речи)

9

Домашнее задание

Слайд 19

«Домашнее задание»

Комментирует разноуровневые задания

Записывают в дневник

10

Рефлексия

Слайд20

«Поздравляю со званием «исследователь»!»

Оценивает деятельность групп, определяет лучшую группу

Самооценка, взаимооценка

 















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование "Роль имён прилагательных в русском языке"

Автор: Овчинникова Елена Евгеньевна

Дата: 29.09.2014

Номер свидетельства: 115503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства