Простые предложения с составе сложных отделяются друг от друга. Место, где находится «граница», определяется смыслом, заключенным в простых предложениях. Вместе со смыслом «границей ведают» интонация и слова-ориентиры (союзы и союзные слова). Умение слышать интонацию и слова-ориентиры помогают видеть «границу» предложений. Но самый надежный способ найти «границу» - определение смысла простых предложений......................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Бессоюзное сложное предложение"»
Тема: Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении
Цель: используя исследовательскую деятельность, сделать вывод о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
Ход урока
Постановка цели урока-исследования
Не нарушайте «границу»
. Понаблюдайте над предложениями, найдите ошибки.
Задрожал заяц / от страха прямо на него шел охотник.
Я подошел к калитке с радостным лаем / навстречу мне выбежал Барбос.
Простые предложения с составе сложных отделяются друг от друга. Место, где находится «граница», определяется смыслом, заключенным в простых предложениях. Вместе со смыслом «границей ведают» интонация и слова-ориентиры (союзы и союзные слова). Умение слышать интонацию и слова-ориентиры помогают видеть «границу» предложений. Но самый надежный способ найти «границу» - определение смысла простых предложений.
Теперь попробуйте самостоятельно найти «границы» простых предложений в составе сложного. Будьте внимательны! В примерах, с которыми вам сейчас придется работать, действует таинственная сила, которая будет «подстрекать» вас к ошибкам. Вам удастся избежать ошибок только в том случае, если вы ни на одну минуту не упустите из внимания смысл каждого предложения.
Мы замерли / с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол.
Сахарница разлетелась на куски / с жалобным звоном соседка не могла успокоиться целый вечер.
Теперь подведем итоги: смысл предложений определили, «границы» предложений нашли, а вот какие знаки препинания ставить, мы исследуем сейчас.
Класс делится на группы и получает следующие задания:
Сравните предложения. Попробуйте определить смысловые отношения между частями предложений, учитывая союзы, которыми можно заменить двоеточие, и обращая особое внимание на вторую часть предложения.
На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.
Сделайте вывод о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении
Сравните предложения:
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд человека-лень портит.
Когда настанет утро, двинемся в путь.
Настанет утро - двинемся в путь.
Если есть терпение, будет и умение.
Есть терпение – будет и умение.
Солнце дымное встает, так что будет день горячий.
Солнце дымное встает – будет день горячий.
Определите смысловые отношения между частями предложений; во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвертом – на его вторую часть.
Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.
Обобщаем все сказанное, а теперь строим схемы.
[ ] : [ причина ]
[ ] : [дополнение ]
[ ] : [ пояснение ]
[ ] - [ ] противопоставление
[ время ] - [ ]
[ условие ] – [ ]
[ ] - [ выводы ]
Способ самоконтроля
[ ] : [ ] когда
потому что если так что
что [ ] – [ ]
а именно а
но
Учащиеся делают выводы:
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:
1)Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
2)Второе предложение поясняет первое.
3)Второе предложение дополняет смысл первого.
Тире ставится:
1)Содержание одного предложения противопоставляется другому.
2)Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором.
3)Второе предложение заключает в себе вывод из того, о чем говорится в первом.
Есть стихотворения,которые помогут хорошо запомнить правила:
Вы можете поставить двоеточие,
Но проверьте правил полномочия:
Причина, объяснение, пояснение,
К словам увидел и услышал дополнение.
Тире вы можете поставить,
Коль нужно противопоставить.
Условие и время в первой части,
Тире и вывод - в вашей власти.
Закрепление полученных знаний. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания.
Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.
Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
Делу время- потехе час.
Наступят каникулы- поедем на море.
Солжешь сегодня- не поверят завтра.
На стене ни одной иконы- дурной знак.
Творческая работа. Дополни предложения так, чтобы они были бессоюзными сложными.
Своих хозяев собачка полюбила (причина)
Все оживает весной (пояснение)
Мы хотели открыть дверь –
Дунул сильный ветер –
Книги надо любить:
Тестирование. Карточки по вариантам получают все учащиеся.
Вариант 1.
Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
Я понимал выручить нас может только случайность.
Собака была славная уши торчком, хвост колечком.
Затянулись дожди груздя не жди.
Сухой лист валится ночью ветер злится да стучит в окно.
Вариант 2.
Не стыдно не знать стыдно не учиться.
Птицы приумолкли жди грома.
Мне стало совестно я не мог закончить начатой р
Я подошел к окну знакомый район покрылся новостройками.
Волков бояться в лес не ходить.
.
Солнце скрылось ночные тени надвинулись со стороны леса.
Образец карточки с ответами.
Ф.И.уч-ся.
1
2
3
4
5
6
варианты ответов:
а) тире
б) двоеточие
в) запятая
9. Итог урока
10. Д/з : 1) группе подобрать примеры предложений из художественной литературы с двоеточием и тире в бессоюзном сложном предложении.