kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование "Бессоюзное сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Простые предложения с составе сложных отделяются друг от друга. Место, где находится «граница», определяется смыслом, заключенным в простых предложениях. Вместе со смыслом «границей ведают» интонация и слова-ориентиры  (союзы и союзные слова). Умение слышать интонацию и слова-ориентиры помогают видеть «границу» предложений. Но самый надежный способ найти «границу» - определение смысла простых предложений...................................................................... 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Бессоюзное сложное предложение"»

Тема: Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

Цель: используя исследовательскую деятельность, сделать вывод о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Ход урока

  1. Постановка цели урока-исследования

  2. Не нарушайте «границу»

. Понаблюдайте над предложениями, найдите ошибки.

Задрожал заяц / от страха прямо на него шел охотник.

Я подошел к калитке с радостным лаем / навстречу мне выбежал Барбос.


Простые предложения с составе сложных отделяются друг от друга. Место, где находится «граница», определяется смыслом, заключенным в простых предложениях. Вместе со смыслом «границей ведают» интонация и слова-ориентиры (союзы и союзные слова). Умение слышать интонацию и слова-ориентиры помогают видеть «границу» предложений. Но самый надежный способ найти «границу» - определение смысла простых предложений.

Теперь попробуйте самостоятельно найти «границы» простых предложений в составе сложного. Будьте внимательны! В примерах, с которыми вам сейчас придется работать, действует таинственная сила, которая будет «подстрекать» вас к ошибкам. Вам удастся избежать ошибок только в том случае, если вы ни на одну минуту не упустите из внимания смысл каждого предложения.

Мы замерли / с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол.

Сахарница разлетелась на куски / с жалобным звоном соседка не могла успокоиться целый вечер.

Теперь подведем итоги: смысл предложений определили, «границы» предложений нашли, а вот какие знаки препинания ставить, мы исследуем сейчас.

  1. Класс делится на группы и получает следующие задания:

    • Сравните предложения. Попробуйте определить смысловые отношения между частями предложений, учитывая союзы, которыми можно заменить двоеточие, и обращая особое внимание на вторую часть предложения.


На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

Заранее предупреждаю: удобств не будет.

Степь скромно пестреет цветами: ярко желтеет дрок, синеют колокольчики, белеет ромашка.

  • Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.

  • Сделайте вывод о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении


  • Сравните предложения:


Труд человека кормит, а лень портит.

Труд человека-лень портит.


Когда настанет утро, двинемся в путь.

Настанет утро - двинемся в путь.


Если есть терпение, будет и умение.

Есть терпение – будет и умение.


Солнце дымное встает, так что будет день горячий.

Солнце дымное встает – будет день горячий.

  • Определите смысловые отношения между частями предложений; во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвертом – на его вторую часть.

  • Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.

  1. Обобщаем все сказанное, а теперь строим схемы.

  • [ ] : [ причина ]

  • [ ] : [дополнение ]

  • [ ] : [ пояснение ]

  • [ ] - [ ] противопоставление

  • [ время ] - [ ]

  • [ условие ] – [ ]

  • [ ] - [ выводы ]


Способ самоконтроля


[ ] : [ ] когда

потому что если так что

что [ ] – [ ]

а именно а

но


  1. Учащиеся делают выводы:

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1)Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.

2)Второе предложение поясняет первое.

3)Второе предложение дополняет смысл первого.

Тире ставится:

1)Содержание одного предложения противопоставляется другому.

2)Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором.


3)Второе предложение заключает в себе вывод из того, о чем говорится в первом.

Есть стихотворения,которые помогут хорошо запомнить правила:


Вы можете поставить двоеточие,

Но проверьте правил полномочия:

Причина, объяснение, пояснение,

К словам увидел и услышал дополнение.


Тире вы можете поставить,

Коль нужно противопоставить.

Условие и время в первой части,

Тире и вывод - в вашей власти.


  1. Закрепление полученных знаний. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания.


Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.

Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.

Делу время- потехе час.

Наступят каникулы- поедем на море.

Солжешь сегодня- не поверят завтра.

На стене ни одной иконы- дурной знак.



  1. Творческая работа. Дополни предложения так, чтобы они были бессоюзными сложными.


Своих хозяев собачка полюбила (причина)

Все оживает весной (пояснение)


Мы хотели открыть дверь –

Дунул сильный ветер –

Книги надо любить:


  1. Тестирование. Карточки по вариантам получают все учащиеся.


Вариант 1.

  1. Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.

  2. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

  3. Я понимал выручить нас может только случайность.

  4. Собака была славная уши торчком, хвост колечком.

  5. Затянулись дожди груздя не жди.


  1. Сухой лист валится ночью ветер злится да стучит в окно.


Вариант 2.

  1. Не стыдно не знать стыдно не учиться.

  2. Птицы приумолкли жди грома.

  3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой р


  1. Я подошел к окну знакомый район покрылся новостройками.

  2. Волков бояться в лес не ходить.

.

  1. Солнце скрылось ночные тени надвинулись со стороны леса.


Образец карточки с ответами.

Ф.И.уч-ся.

1

2

3

4

5

6












варианты ответов:

а) тире

б) двоеточие

в) запятая


9. Итог урока

10. Д/з : 1) группе подобрать примеры предложений из художественной литературы с двоеточием и тире в бессоюзном сложном предложении.

2) группа выполняет упр.236






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование "Бессоюзное сложное предложение"

Автор: Салагина Галина Владимировна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства