Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял
от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Всё говорил мне: «Пойдём, он мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.
- Он же нас пригласил рыбу удить,- растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову.!
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте. И рыбу ловили, и костёр развели. А уха была –ни в сказке сказать ни пером описать.
7. Шуточные вопросы( зачитываются предложения. Необходимо угадать слово, назвать к нему фразеологизмы).
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают , зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. ( Нос ).
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают любопытные ( Уши ).
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто- нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит ( Ветер )
4. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников (Каша ).
5. Её толкут в ступе; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей (Вода )
6. Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего ( Язык )
8. Знаток фразеологизмов ( по одному представителю с каждой команды. На отдельном листке записаны фразеологизмы, объяснить их лексическое значение)
Несолоно хлебавши- уйти без результата.
Бросать слова на ветер- пустые обещания.
Спустя рукава- очень плохо.
На кудыкину гору- неизвестно куда.
Дамоклов меч-нависшая угроза, опасность.
Хоть пруд пруди-очень много.
На воре и шапка горит- невольно выдать себя словом или движением.
Бить баклуши- бездельничать.
Клевать носом- засыпать.
Много воды утекло- прошло много времени.
Стреляный воробей-опытный человек.
10. Мастера слов ( Из слова «Фразеологизм» составить как можно больше слов).
11. Помощь иностранцам ( Фразеологические обороты иностранцам не понятны, потому что они переводят слова буквально. Нам нужно внимательно послушать рассказанные истории и дать объяснение фразеологизму).
1. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдём в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что мы не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим воскресенье, когда у нас нет уроков.
Семь пятниц на неделе- так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет своё мнение. ( В старину пятница была базарным днём. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привести деньги за него через неделю, в следующую пятницу. О тех, кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя ).
2. Наши мальчишки ничего не боятся: ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им всё нипочём! И наш учитель сказал, что им всё как с гуся вода. Все девчонки рассмеялись, потому что наши мальчики и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда они дерутся и нападают друг на друга.
Как с гуся вода - это часть древнего заклинания, которое произносили знахарки или родители , купая детей: «С гуся вода, а с нашего мальчика (или девочки) худоба» Люди верили, что от этих слов болезнь сойдёт так же, как с гуся вода. Известно, что перья гусей покрыты жирной смазкой , поэтому вода не смачивает не смачивает их, а скатывается каплями.
12. Домашнее задание ( каждой команде надо было придумать рассказ, с использованием фразеологизмов. Кто больше? )