Ctrl|Cmd+VУрок знакомит учащихся с историей появления почтового ящика, почтового конверта и символа российской почты – почтового рожка, с видами писем (деловое и личное), алгоритмом написания письма, правилами заполнения конверта; развивает умение определять вид письма, составлять текст личного письма. В нем присутствуют различные виды работы: экскурсия в прошлое, словарный диктант-кроссворд, работа в группах. Итогом урока является отчет представителей каждой группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по теме "Письмо" »
Тема урока: Письмо.
Цели урока: познакомить учащихся с историей появления почтового ящика, почтового конверта и символа российской почты – почтового рожка; познакомить с видами писем (деловое и личное), алгоритмом написания письма, правилами заполнения конверта; развивать умение определять вид письма, составлять текст личного письма; воспитывать культуру письма и орфографическую зоркость.
Эпиграф к уроку: Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлёва
Ход урока:
1.Оргмомент. Мотивация деятельности в игровой форме.
Стук в дверь. Входит почтальон.
- Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нём не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот что написано на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу». Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.
- Мы с ребятами постараемся вам помочь. Скажите, ребята, что нужно знать, чтобы правильно написать письмо и заполнить конверт? Всё ли вы знаете о письме? (Запись темы урока). Сегодня вы познакомитесь с разными видами писем, научитесь заполнять конверт, узнаете о правилах написания письма. А почтальон побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.
2.Введение в тему урока.
«Экскурсии» в прошлое.
- К нам на урок приехали гости из прошлого. Встречайте экскурсовода музея почтовой связи. Он расскажет нам о появлении почтового ящика. (Сообщение подготовленного ученика). (Текст сообщения смотри в приложении).
- Госпожа Бревер – жена владельца бумажного магазина в городе Брайтоне – расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт. (Сообщение ученицы. Смотри в приложении).
Раздаётся звук почтового рожка. Появляется ученик, переодетый в ямщика. Он рассказывает историю о символе российской почты. (Сообщение о почтовом рожке. Смотри в приложении).
- Спасибо нашим гостям. Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще по электронной почте.
3.Изучение нового материала.
- Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды писем вам известны? Уточните свой ответ с помощью схемы.
Письмо
деловое личное
письмо - поздравление письмо – рассказ
письмо – просьба
благодарственное письмо
4.Словарный диктант-кроссворд.
- А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем на доску и в тетради.
1)Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние.
2)Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.
3)Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.
4)Цифровое условное обозначение населённого пункта.
- Мы совсем забыли ещё два главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.
Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания. (Запись слов на доске и в тетради.)
5.Работа в группах.
- Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы вы разделитесь на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова – подсказки, правила заполнения конверта.
Задания для групп
1.Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.
Слова – подсказки
У меня к тебе большая просьба…
Очень прошу тебя…
С приветом…
Заранее благодарен…
2.Напишите первой учительнице письмо – поздравление.
Слова – подсказки
Поздравляю
Разрешите поздравить… от всей души…
Позвольте пожелать… от всего сердца…
Дорогая… сердечно…
Уважаемая…
3.Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Слова – подсказки
Сердечно… я очень благодарен…
От всего сердца… как я благодарен…
От всей души… большое (огромное) спасибо…
Благодарю Вас (тебя) за то, что…
4.Напишите другу письмо – рассказ о делах в классе.
Слова – подсказки
Дорогой… Мы очень скучаем без тебя…
Хочу рассказать тебе о … Напиши нам о …
С нетерпением ждём ответа…
Алгоритм написания письма
1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.
Здравствуйте…
2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Правила заполнения конверта
От кого Иванова И.И.
Откуда ул.Ф. Новикова, д. 34, кв. 5,
п. Роща,
Семёновский район, Владимирская область
Индекс 543678
Кому Сидорову А. П.
Куда ул.Республики, д. 148,
г. Орёл
Индекс 612205
6.Отчёт представителей групп. Чтение работ.
- Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика. А необычно оно потому, что написано в стихотворной форме.
Анна Константиновна!
Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха
С чёлочкой торчком.
Шлю Вам запоздалое
Слово благодарности
За мои чернильные
Палочки с крючком.
Анна Константиновна!
Если Вы позволите,
К Вам на арифметику
В детство удеру –
Поучиться заново
Крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте –
Правде и добру.
Анна Константиновна!
А в конце послания
Вам желает радостей
И хороших слов
Ваш не отличавшийся
По чистописанию
С третьей парты – помните –
Лёша Иванов.
- Понравилось ли вам это письмо, ребята? Скажите, к какому виду писем оно принадлежит? (Это письмо личного характера, благодарственное.)
7.Подведение итогов урока (рефлексия).
- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов. А что же объединяет ваши письма? (Все письма относятся к личным.)
Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова – Ванька Жуков. И пока вы учились писать письма, мои помощники его разыскали. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки. (дети рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения.)
К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чём написал Ваня дедушке. Прочитайте дома рассказ Чехова «Ванька Жуков» и определите вид письма. А Ване напишите письмо – рассказ о нашем уроке. Не забудьте правильно заполнить конверт.
Вот и подошёл к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам всё понятно по теме «Письмо» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов А теперь передайте свои письма почтальону. Урок окончен.