Урок-игра "Знаете ли вы ?" по теме "лексика и фразеология" подводит итог знаний учащихся по данной теме. На данном уроке ученики в занимательной форме выполняют задания, тем самым повторяют умения различать слова русского языка,закрепляют понятия о фразеологизмах, их роли в обогащении языка. Материал данного урока можно использовать как на уроке так и на внеклассных мероприятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задание Определите слово по его лексическому значению:
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Задание. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж(видения)
диалог (беседа)
«Я начну, а ты продолжи»:
На все руки (мастер).
Смотреть правде (в лицо).
Выносить сор (из избы).
Держать язык (за зубами).
Как корова (языком слизала).
Куда глаза (глядят).
Как ветром (сдуло).
Самый догадливый
Задание . Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
Ползет, как черепаха.
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
Ответить фразеологизмом. Как можно:
Сильно краснеть? (До корней волос.)
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
быстро бежать? (Сломя голову.)
Промокнуть? (До костей.)
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
Громко кричать? (Во все горло.)
Вопросы-шутки:
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много? Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть? Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? Да, во фразеологизме «И след простыл».
Может ли горе быть в жидком состоянии? Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
Есть ли глаза у правды? Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает? «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
Может ли правда иметь неприятный вкус? Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска? Зеленого; «тоска зеленая».
«На загадку дай отгадку».
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
Озвучь картинку
Задание Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
IV. Конкурс «Лицедеи»
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
Не находить места.
Прикусить язык.
Намылить шею.
Попасть не в бровь, а в глаз.
Зарубить на носу.
Ломать голову.
В рот воды набрал.
V. Разгадай кроссворд
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
Диалектное слово.
Яма, наполненная водой.
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).