Урок-игра обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок-игра обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация"
Этот урок проводится в 5 классе по завершении темы "Синтаксис и пунктуация". Его цель - воспитание интереса к предмету к данному разделу. Игра учит внимательно относиться к слову, к его лексическому значению, учит точности и выразительности речи. В процессе игры дети учатся правильному поведению, культуре речи, учатся сочинять на сюжетной основе, "включают" свои воображение и смекалку, продумывая продолжение текста. Разннобразные задания позволяют повторить в игровой форме и сведения по пунктуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-игра обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация" »
Тема. Синтаксис и пунктуация 5 класс
(обобщение изученного, урок-игра)
Ход урока
Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие.
1-я станция – "Чистое поле" (разбор словосочетания)
Задание 1. Найдите в тексте сложное предложение, запишите его, составьте схему, подчеркните грамматическую основу.
Борькина слава
У нас во дворе самым сильным считался Борька Муркин – Чёрный принц. Это прозвище Борька дал себе сам. Когда он выходил во двор, малыши разбегались в разные стороны. Да что малыши! Мне и то бывало страшновато (В.Гамм).
2-я станция – "Зал заседаний"
Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Задание 3. Прочитайте рассказ и вставьте в текст слова, которые сказала или могла бы сказать большая кастрюля.
Две кастрюли.
На полке стояли две кастрюли. Одна большая, блестящая, другая поменьше и постарее. Большая редко покидала своё место, а та, что поменьше, то и дело спрыгивала на плиту. Большая считала себя хозяйкой полки и очень важничала. Вот и на этот раз она подбоченилась, мигнула блестящим боком и фыркнула:
- ……………………………………….........................
Другая кастрюлька не любила ссориться. Но тут не выдержала:
- Ты боком сверкаешь да бездельничаешь, а я каждый день людей кормлю. Вот и подумай, кто из нас важнее.
4-я станция – "Город цифр"
Задание 4. Напишите цифровой диктант. Найдите разные виды обстоятельств в предложениях.
Обстоятельства места – I; времени – II; образа действия – III; нет обстоятельства – IY.
Ручьи бегут в долину.
Пускай цветут сегодня подснежники.
Облака бегут быстрее.
На озере треснул лёд.
Стали птицы песни петь.
Гори, гори ясно.
Нарвите до рассвета подснежников простых.
Зиме пришёл конец.
А кому здесь быть?
На дереве появляется белка.
А то ли к ночи будет!
Как вы медленно пишете!
("Двенадцать месяцев")
5-я станция – "Замок грамматики и синтаксиса"
Работа с учебником 5-го класса Т.А.Ладыженской.
Стр.105. Упр. 241, 242 (устно)
Задание 5. Составьте предложения по схемам.
- = и =, но - =.
- =, а - =, = и =.
6-я станция – "Сказочный дом"
Задание 6. Графический диктант. Изобразите предложения в виде схем.
В темнице там царевна тужит, и бурый волк ей верно служит.
Видит девица, что тут люди добрые живут.
Поклонились царевичи отцу и пошли.
– Ай! – воскликнул вдруг мальчик.
"Гроза будет", - подумал я.
Привет тебе, мой край родной!
Это была незаметная, но трудная работа.
Куда ты, светлый ручеёк, торопишься?
Налетел ветер и зашелестел листьями клёна.
Друг мой, о чём ты печалишься?
7-я станция – "Почтовая"
Задание 7. Напишите письмо мальчику или девочке, которые живут в той стране, куда бы вы хотели поехать. Имя своего адресата и страну придумайте сами. Включите в свой текст обращение и предложение с однородными членами.
Выполнив последнее задание, ребята опускают свои письма в большой конверт, прикреплённый к доске. Эти письма могут быть использованы на следующем уроке.
Использованная литература.
1. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная пресса, 2004.
Русский язык: 5 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство "Первое сентября", 2003.