Урок делового письма 9 класс "ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ"
Урок делового письма 9 класс "ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ"
Урок делового письма в коррекционной школе 8 вида 9 класс "Работа с текстами. Обучение разновидностям текстов и умению их анализировать. Урок разработан в соответствии с требованиями к урокам в специальной коррекционной школе 7-8 видов.На уроке рассматриваются основные признаки научного стиля на основе сравнительного анализа текстов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок делового письма 9 класс "ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ" »
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ
Учитель: Кабанова Ирина Владимировна
2013-2014 учебный год
Тема : закрепление основных признаков научного стиля речи на основе
сравнительного анализа текстов.
Цели : уточнить и закрепить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях.
Задачи: - учить анализировать текст, для выявления признаков научного стиля речи;
- формировать умение дифференцировать научный стиль речи от других;
- учить связной, логически грамотной речи.
Оборудование: распечатки текстов, таблички со словами, схемы
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Фронтальный опрос (повторение)
У: Какие стили речи различают в зависимости от цели высказывания? (разговорный и книжный)
У: Какие стили относятся к книжным? (научный, официально-делевой, публицистический, художественный).
У: Сегодня мы обобщим ваши знания о научном стиле речи. Вам предлагается 3 текста
Текст 1
Пошел мелкий снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой силой и выразительностью , что казался одушевленным…(по А.С.Пушкину)
Текст2
Метель- перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением- выпадение снега.
Текст3
Ну и метель вчера…Жуть. В двух шагах не видно ни зги.
У: Объясните, к каким стилям речи относится каждый из текстов? ( художественный, научный, разговорный).
У: Какая основная цель научного стиля? (точная передача научных знаний (научной информации).
У: В какой речевой ситуации используется научный стиль? (при обмене мыслями в официальной обстановке).
У: Когда, в каких формах используется научный стиль речи? (в устной используется на уроках, лекциях, в докладах; в письменной- в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях, справочниках).
У: Назовите стилевые черты научной речи.( строгая логичность, смысловая точность, отвлеченность, объективность, неэмоциональность).
По итогам опроса учитель вывешивает схему 1
3.Сравнительный анализ стилей речи
У: Назовите языковые особенностинаучного стиля. (лексические, морфологические и синтаксические).
У:Давайте сравним два текста и проанализируем их. Выявим языковые особенности научного стиля речи. Прочитайте их выразительно.
Текст 1
Мать -и- мачеха -самые первые весенние цветы. У мать -и- мачехи побег, на котором сидит соцветие-корзинка, покрыт крупными чешуйками. По краю соцветия располагаются цветки одного типа, а в середине - другого. Соцветия мать -и- мачехи вначале немного возвышаются над землей: они расположены на конце короткого побега.
Текст2
На пригорках давно уже появилась мать - и -мачеха. Младшенькие пухленькие здоровенькие стебельки- братишки очень боязливые: сгорбятся и головы поднять не смеют. Точно напроказничали и попались. Зато старшие стоят героями: стройные, держат головку высоко. А головки у них уже с желтинкой на макушке - это выглядываю лепестки.
У: Из какого текста можно узнать, каким автор представляет себе цветы мать- и- мачехи?(из второго текста).
У: Объясните, каково отношение автора к этим весенним цветам?(радость, восхищение, как к живому предмету).
У: давайте придумаем заголовок, чтобы в нем отразились эти чувства. («Удивительный весенний цветок», «Весенние чудо», «Чудо весны».)
У: Из какого текста можно точно узнать, как выглядят цветы мать-и-мачехи? Какой это стиль речи? Назовите языковые особенности этого стиля речи. Докажите примерами из текста.
В результате анализа на доске появляется схема 2
4.Редактирование текста
У: Сейчас мы будем редактировать ответ ученика, который должен отвечать требованиям научного стиля. В тексте есть нарушения, нужно их исправить. Не забывайте , что в научном стиле недопустимо использовать средства художественного стиля и разговорной речи.
Текст (читает учитель)
Ну, существительные – они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет.Вот такие, например: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например, мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительном? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.
Редактированный текст
Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Неодушевленные имена существительные обозначают неодушевленный предмет и отвечают на вопрос что?, например, забор, дом, стол. Одушевленные имена существительные обозначают одушевленный предмет, лицо и отвечают на вопрос кто?, например, волк, девочка, мужчина. Имена существительные изменяются по падежам и числам. Некоторые имена существительные имеют форму только множественного или единственного числа. Имена существительные единственного числа бывают мужского, женского и среднего рода.
5. Итог урока
У: Вы хорошо поработали на уроке. Что вы узнали для себя полезного?
Схема1
Научный стиль речи
Цель высказывания Точная передача научных знаний, ин-
формации
Речевая ситуация Обмен мыслями в официальной
обстановке
Сфера применения Уроки, лекции, доклады
в устной речи
Сфера применения Учебники, словари, энциклопедии,
в письменной речи справочники, научные статьи
Строгая логичность
Стилевые черты Смысловая точность
Отвлеченность и обобщенность
Объективность
Неэмоциональность
Схема 2
Языковые особенности научного стиля речи
Научные термины
Лексические Употребление слов в прямом значении
Частая повторяемость ключевых слов
Отсутствие образных средств
Преобладание имен существительных
Морфологические Отсутствие местоимений и глаголов 1и