kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок делового письма 9 класс "ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок делового письма в коррекционной школе 8 вида 9 класс "Работа с текстами. Обучение разновидностям текстов и умению их анализировать. Урок разработан в соответствии с требованиями к урокам в специальной коррекционной школе 7-8 видов.На уроке рассматриваются  основные признаки научного стиля на основе сравнительного анализа текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок делового письма 9 класс "ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ" »

СОГОУ « Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»









Урок письма и развития речи

Деловое письмо

9 класс



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ



Учитель: Кабанова Ирина Владимировна













2013-2014 учебный год

Тема : закрепление основных признаков научного стиля речи на основе

сравнительного анализа текстов.

Цели : уточнить и закрепить представление о научном стиле речи, его лексических, морфологических и синтаксических особенностях.

Задачи: - учить анализировать текст, для выявления признаков научного стиля речи;

- формировать умение дифференцировать научный стиль речи от других;

- учить связной, логически грамотной речи.

Оборудование: распечатки текстов, таблички со словами, схемы

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Фронтальный опрос (повторение)

У: Какие стили речи различают в зависимости от цели высказывания? (разговорный и книжный)

У: Какие стили относятся к книжным? (научный, официально-делевой, публицистический, художественный).

У: Сегодня мы обобщим ваши знания о научном стиле речи. Вам предлагается 3 текста

Текст 1

Пошел мелкий снег- и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой силой и выразительностью , что казался одушевленным…(по А.С.Пушкину)

Текст2

Метель- перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением- выпадение снега.

Текст3

Ну и метель вчера…Жуть. В двух шагах не видно ни зги.

У: Объясните, к каким стилям речи относится каждый из текстов? ( художественный, научный, разговорный).

У: Какая основная цель научного стиля? (точная передача научных знаний (научной информации).

У: В какой речевой ситуации используется научный стиль? (при обмене мыслями в официальной обстановке).

У: Когда, в каких формах используется научный стиль речи? (в устной используется на уроках, лекциях, в докладах; в письменной- в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях, справочниках).

У: Назовите стилевые черты научной речи.( строгая логичность, смысловая точность, отвлеченность, объективность, неэмоциональность).

По итогам опроса учитель вывешивает схему 1

3. Сравнительный анализ стилей речи

У: Назовите языковые особенности научного стиля. (лексические, морфологические и синтаксические).


У:Давайте сравним два текста и проанализируем их. Выявим языковые особенности научного стиля речи. Прочитайте их выразительно.



Текст 1


Мать -и- мачеха -самые первые весенние цветы. У мать -и- мачехи побег, на котором сидит соцветие-корзинка, покрыт крупными чешуйками. По краю соцветия располагаются цветки одного типа, а в середине - другого. Соцветия мать -и- мачехи вначале немного возвышаются над землей: они расположены на конце короткого побега.


Текст2


На пригорках давно уже появилась мать - и -мачеха. Младшенькие пухленькие здоровенькие стебельки- братишки очень боязливые: сгорбятся и головы поднять не смеют. Точно напроказничали и попались. Зато старшие стоят героями: стройные, держат головку высоко. А головки у них уже с желтинкой на макушке - это выглядываю лепестки.


У: Из какого текста можно узнать, каким автор представляет себе цветы мать- и- мачехи?(из второго текста).

У: Объясните, каково отношение автора к этим весенним цветам?(радость, восхищение, как к живому предмету).

У: давайте придумаем заголовок, чтобы в нем отразились эти чувства. («Удивительный весенний цветок», «Весенние чудо», «Чудо весны».)


У: Из какого текста можно точно узнать, как выглядят цветы мать-и-мачехи? Какой это стиль речи? Назовите языковые особенности этого стиля речи. Докажите примерами из текста.

В результате анализа на доске появляется схема 2


4.Редактирование текста


У: Сейчас мы будем редактировать ответ ученика, который должен отвечать требованиям научного стиля. В тексте есть нарушения, нужно их исправить. Не забывайте , что в научном стиле недопустимо использовать средства художественного стиля и разговорной речи.


Текст (читает учитель)

Ну, существительные – они бывают одушевленными. А еще могут быть неодушевленными, это когда обозначают неодушевленный предмет.Вот такие, например: забор, дом, стол. А одушевленные обозначают одушевленный предмет, лицо. Например, мужчина, девочка, волк. Падеж могут иметь все существительные, а число, по-моему, не все. Ну, что еще сказать о существительном? Да, о роде. Они имеют род только в единственном числе.


Редактированный текст

Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Неодушевленные имена существительные обозначают неодушевленный предмет и отвечают на вопрос что?, например, забор, дом, стол. Одушевленные имена существительные обозначают одушевленный предмет, лицо и отвечают на вопрос кто?, например, волк, девочка, мужчина. Имена существительные изменяются по падежам и числам. Некоторые имена существительные имеют форму только множественного или единственного числа. Имена существительные единственного числа бывают мужского, женского и среднего рода.


5. Итог урока


У: Вы хорошо поработали на уроке. Что вы узнали для себя полезного?




Схема1



Научный стиль речи



Цель высказывания Точная передача научных знаний, ин-

формации

Речевая ситуация Обмен мыслями в официальной

обстановке

Сфера применения Уроки, лекции, доклады

в устной речи

Сфера применения Учебники, словари, энциклопедии,

в письменной речи справочники, научные статьи

Строгая логичность

Стилевые черты Смысловая точность

Отвлеченность и обобщенность

Объективность

Неэмоциональность





























Схема 2

Языковые особенности научного стиля речи





Научные термины

Лексические Употребление слов в прямом значении

Частая повторяемость ключевых слов

Отсутствие образных средств























Преобладание имен существительных

Морфологические Отсутствие местоимений и глаголов 1и

2 лица

Редкое употребление имен прилага-

тельных



Прямой порядок слов

Синтаксические Распространенные повествовательные предло-

жения

Обилие сложных предложений

Отсутствие разговорных оборотов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кабанова Ирина Владимировна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства