Урок русского языка посвящен эпистолярному жанру и рассчитан на 2 часа. На уроке учащиеся знакомятся с письмами разных жанров, изучают структуру письма. Основной вид деятельности - исследование произведений русской и мировой литературы, содержащих письма различных жанров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: карта «Россия в XIV – XVIII века» со стрелками разного цвета, выставка книг, плакат с изображением верстовых столбов и почтовой тройки, магнитофонная запись русской народной песни «Когда я на почте служил ямщиком», песня «В землянке», кроссворд, солдатское письмо в форме треугольника, схема-опора, записи на доске.
Эпиграф урока: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».
К.Г.Паустовский.
Ход урока:
I. Звучит мелодия «Когда я на почте служил ямщиком». В центр класса выходят двое обучающихся в кафтанах. Ребята кланяются и, обращаясь к одноклассникам, рассказывают:
1 «ямщик»:
Слово «ямщик» татарского происхождения (ямщик от «ян-чи» - проводник).
Русь. X век. Для населения вводится «повоз» - необходимость выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов.
2 «ямщик»:
Спустя три столетия появляется специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях.
1 «ямщик»:
В XIV – XVIII веках количество дорог, ямщиков стало расти. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской («ям» от татар. «узам» - дорога) приказ, в который вошла и почтовая часть.
2 «ямщик» подходит к карте «Россия в XIV – XVIII века» и, рассказывая, показывает:
…Архангельск, Новгород, Тверь и другие северные города были соединены «ямами» с Москвой. Мы, ямщики, старались расселяться отдельными слободами.
1 «ямщик»:
В 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. Нам выдали форменные кафтаны из зеленого сукна с нашитыми на них орлами из красного сукна.
2 «ямщик»:
Называть нас стали почтарями, потому что через левое плечо мы надевали почтовый рожок. Позже у нас появился отличительный знак – бляха с «двуглавым орлом».
1 «ямщик»:
В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте.
Протяженность почтовых трактов в середине 18 века доходила до 1500 верст. В 18 же веке впервые появилось почтовое сообщение между Петербургом и Москвой туда и обратно (показывает по карте) – два раза в неделю.
2 «ямщик»:
К 1780 году в России было уже три почтамта в Петербурге, Риге и Москве (по карте).
1 «ямщик»:
Чтобы отправить письмо, необходимо было заплатить. Например, за письмо от Москвы до Пскова – 8 копеек, от Москвы до Новгорода – 6 копеек, от Москвы до Риги –10копеек за каждые 4,26 граммов письма. Для простых людей это было очень дорого.
В 1837 году почта впервые была доставлена из Петербурга в Царское село по железной дороге (на карте).
2 «ямщик»:
Первые почтовые марки появились в нашей стране 160 лет назад, в 1848 году, а 10 марта 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством 10 копеек.
1 «ямщик»:
В 1865 году была учреждена земская почта, и в наших услугах люди перестали нуждаться.
(«Ямщики» присоединяются к остальным обучающимся)
II. Слово учителя.
Ребята, а что такое письмо? (выслушиваются ответы учащихся)
В середине XIX века Владимир Иванович Даль, работая над своим “Толковым словарем”, давал слову “письмо” такое разъяснение: “Письменная речь - беседа, посылаемая от одного лица к другому”. Удивительно, не правда ли!? Многие из вас и не предполагали, что, читая письма из семейного архива, сами того не замечая, беседовали с тем человеком, который писал когда-то эти письма!
Согласно словарю С.И.Ожегова одно из значений слова письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь, а другое – умение писать, учиться искусству письма.
Знаете ли вы, ребята, что письма входят в специальный литературный жанр? У него даже есть свое название.
Если мы с вами правильно отгадаем предложенный кроссворд, то слово, полученное по вертикали, раскроет название этого жанра.
(Учитель раздает каждому ученику карточку с вопросами к кроссворду).
Я хочу дать вам маленькую подсказку: все понятия кроссворда так или иначе связаны с письмом, письменностью.
Героические сказания, песни (эпос).
Учреждение для пересылки писем (почта).
Способ письма в Древнем Междуречье (клинопись).
Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами общение на расстоянии (связь).
Письменный документ, на основании которого строится научное исследование (источник).
Способ письма в Древнем Египте (иероглиф).
Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия (слово).
Название приказа XVI в., который руководил перевозкой письменных сообщений (ямской).
Природный материал для письма в древнем Новгороде (береста).
Переносчик писем в древности (гонец).
Название станций, учрежденных в XVIII веке вместо ямских дворов (почтовые).
Название страны, в которой была изобретена бумага (Китай).
Итог по работе с кроссвордом:
Как же называется этот жанр? (ЭПИСТОЛЯРНЫЙ)
III. Лексический комментарий.
На доске записаны слова, расставлены ударения. Запишите эти слова в тетради и объясните их значение.
Афоризм – изречение, выражающее какую- либо обобщенную мысль.
Корреспондент – человек, ведущий переписку.
Адресат – тот, кому адресовано письмо.
Каллиграфия – искусство четкого красивого письма.
Постскриптум – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается буквами P. S. (лат.)
IV.Обращение к эпиграфу урока.
1. Выразительное чтение подготовленным учащимся.
2. Ответ на вопрос учителя:
- Какой вывод можно сделать из данных слов Константина Паустовского?
V.Работа со схемой – опорой:
Структура любого письма:
Обратите внимание на части, из которых состоит любой вид письма:
1. Приветствие.
2. Вступление.
3.Основная часть.
4. Заключение.
5. Подпись. Дата.
VI. Работа в группах (15 минут). Исследовательская деятельность.
1группа: А.П.Чехов «Ванька».
2 группа: Д.С.Лихачев «Письма о прекрасном».
3 группа: М.Горький «Письма сыну».
4 группа: А.Кутуй «Неотосланные письма».
Примечание: все произведения прочитаны обучающимися заранее.
Задание:
Подготовить сообщение по плану:
1. Определить адресата.
2. Определить вид письма.
3. Выявить структуру письма.
4. Кратко передать содержание письма.
VII. Выступление представителей групп.
VIII. Выступление заранее подготовленных ребят:
1. Анализ письма личного характера.
Солдатские письма.. Я держу в руках потертое временем письмо из нашего школьного музея, его передала жительница нашего села. Я прочту всего несколько строк:
Здравствуй, моя родная Любушка! Получил от тебя долгожданное письмо. Я очень беспокоюсь, как ты там одна справляешься с нашим сыном.
За меня не переживай, питаюсь я отлично, обут, одет.
Одного только не хватает. Хочу дожить до нашей встречи. Все пройдет, я верю, что вернусь к вам. Час нашей победы приближается. Береги сына. До скорой встречи. Крепко целую тебя и сына. 20 октября 1944 года.
Твой Иван.
Это письмо носит характер частного неофициального письменного общения. Как к любому виду писем, к письмам личного характера существуют определенные требования. Во-первых, надо ясно и просто выражать свои мысли. Во-вторых, необходимо верно выбрать тональность. Так, рассматриваемое нами письмо, адресованное жене, написано простым, понятным языком. Кроме этого, оно подкупает своей задушевностью.
Структура данного письма (на доске):
1. Приветствие.
2. Описание событий.
3. Пожелание, просьба.
4. Прощание.
5. Подпись.
Нужно отметить, что при написании посланий такого вида нужно учитывать и возраст, и пол адресата.
2. Анализ писем А.Блока – Л.Д.Менделеевой.
Анализ писем поэта своей возлюбленной позволяет выявить их структуру (на доске):
1. Обращение.
2. Вступление, которое начинается разнообразно (с пожелания, любезности, извинения)
Эти письма также имеют личный характер, что доказывается определенной задушевной тональностью, своеобразной лексикой. Сегодняшним молодым людям есть чему поучиться у Александра Блока.
3. Анализ деловых писем.
Язык деловой переписки официален, учтив, корректен, точен и краток.
Все деловые письма делятся на реактивные (констатирующие совершившийся факт) и инициативные), предваряющие возможность свершения факта).
К реактивным относятся следующие виды писем:
сопроводительное письмо, гарантийное письмо, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение. Все эти письма не требуют ответа, их цель – информирование.
Деловое письмо может быть и одноаспектным, и многоаспектным, то есть одно и тоже письмо может содержать и просьбу, и напоминание, и гарантию, и предложение.
Составляются деловые письма на специальных бланках учреждения, предприятия.
Структура информирующих писем следующая:
1. Сообщение определенных сведений.
2. Комментирование изложенной информации и сообщение инструкций.
3. Вежливое завершение письма.
4. Подпись ответственного лица. Печать.
IX. Слово учителя.
Более 60 лет прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное: “Победа”. Не тускнеет этот праздник, он наполняется всё новым содержанием. Этот праздник радости, свободы, братства.
Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником (показать письмо военных лет).
Сколько стихотворений и песен было сложено в эту пору. «Я вернусь» - этими словами часто завершались послания к родным. Молитвой к родным стало стихотворение Константина Симонова « Я вернусь»
X. Чтение стихотворения подготовленным учащимся.
XI. Звучит песня «В землянке».
Слово учителя (на фоне музыки):
Всего 16 строк из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку, но именно эти строки в трудные минуты помогали и солдату, и его родным.
Письма согревали бойца, поднимали в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте встанем и почтим погибших минутой молчания.
XII. Минута молчания.
XIII. Итог урока.
Письма. Их всегда ждешь. А, получив, отвечаешь. И пишешь так, чтобы адресату было все ясно.
XI век. Телеграф, телефон, электронная почта… И все же были целые тома писем (обращение к выставке книг).
Я думаю, каждый из вас, заглядывая в почтовый ящик, желает увидеть маленькое чудо – письмо.
Пишите письма!
XIV. Домашнее задание.
Написать письма:
1 вариант – деловое письмо информирующего характера
2 вариант – дружеское письмо личного характера (письмо другу о родном крае).