kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-бенефис "Страна Пунктуация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – бенефис «Страна Пунктуация»                                                          

Цели: познакомить детей с историей возникновения пунктуационных знаков; обучать детей правильной постановке знаков препинания по смыслу; способствовать развитию логического мышления; вырабатывать выразительное чтение; воспитывать любовь к русскому языку.

 

- Не нужно нам надеяться на то, что знаки всегда будут рядом  говорить «Поставь меня!». Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, необходимо уяснить себе, что является основанием для их использования. Думаете, интонация?.. О нет! Это опасный, шаткий подход. Тут каждый по-своему натворил бы такого!... Вспомните про написание слов по слуху...

Так что же лежит в основе пунктуации? Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания?

 Михаил Васильевич Ломоносов (первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк) писал в своей «Российской грамматике»: «Знаки ставятся по силе разума и его расрасположению и союзам»

  Запомните, чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде всего определить смысловую структуру предложения и затем его структуру, т. е. Действовать по формуле:

Смысл + структура = знак препинания

Когда мы пишем, мы постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания; если ставить, то какой.

 

Итог: - У вас на столах лежат карточки с изображением пунктуационных знаков. Давайте подведём итог нашему занятию. Я у вас хочу спросить «?». А вы ответите…

 

В архиве разработка урока и презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-бенефис Страна Пунктуация»

21.02.2013

Урок – бенефис «Страна Пунктуация»


Цели: познакомить детей с историей возникновения пунктуационных знаков; обучать детей правильной постановке знаков препинания по смыслу; способствовать развитию логического мышления; вырабатывать выразительное чтение; воспитывать любовь к русскому языку.

Ход:

Орг.момент

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


1 слайд

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют прочтения


Учитель: У нас сегодня с вами необычный урок, а очень интересное занятие. Какое? Узнаете после того, как разгадаете кроссворд







7.В



















2.

Т

О

Ч

К

А


















П





















Р





3.





4.











О





К





М








1.

В

О

С

К

Л

И

Ц

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й









И





В





О






5.

З

А

П

Я

Т

А

Я



Ы





Г











Е





Ч





О











Л





К





Т











Ь





И





О











Н










Ч











Ы










И











Й






6.

Д

В

О

Е

Т

О

Ч

И

Е


1. На странице

Вверх тормашками торчу:

Восхищаюсь,

Возмущаюсь и кричу!

(Восклицательный знак)

2. Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас —

Закончила рассказ.

(Точка)



3. Всегда подслушать норовят,

То, что другие говорят (кавычки)


4. Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит... (многоточие)


5. На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

(Запятая)

6. … глазастое,

Ходит, знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Объяснить нам что к чему. (двоеточие)


7. На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу —

Разогнуться не могу.

(Вопросительный знак)


  • Что это за слова?

  • Как называются эти знаки?

  • Где они должны стоять?

  • Умеете ли вы ими пользоваться?

  • Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы

Появление Буратино

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые! Как вас много! Вы учитесь все в школе и, наверно, все знаете мою грустную историю. Мамы у меня нет. А есть только папа, который сотворил меня своими руками. Папа Карло очень хороший. Он хотел, чтобы я в жизни много знал и умел. Папа Карло записал меня в школу, дал букварь и надеялся, что я примерный ученик. Но не тут-то было. В наше время на «Марсы», «Сникерсы», ПиэсПи, МП3 денег не хватает. А тут ещё встретились мне на дороге два проходимца-менеджера, Лиса Алиса и Кот Базилио, из Өтірік банк чудес. Я решил подзаработать – получить и деньги и хорошенькие дивиденты. Продал свой букварь, положил все деньги на валютный депозит «Страна дураков». А теперь ни денег, ни дивидентов, ни учебника. И остался я неграмотным и без гроша в кармане. Жил у Мудрой Совы. Она меня кое-чему научила. А сегодня утром сказала, что у вас будет что-то интересное и познавательное.

Да и вообще пора мне в школу.

Плохо быть неграмотным.

Люди добрые, научите меня, пожалуйста


  • Ребята, возьмём Буратино к себе в класс?

  • Проходи, садись. Ты как раз вовремя. Сегодня мы будем говорить о знаках препинания


Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации 10 основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Так что же такое пунктуация и почему точка называется именно так, а не иначе?


Слово «пунктуация» - от латинского слова «пункция» (укол). Пункт – точка. В древности греки использовали для письма палочку – стилос. В местах остановок они делали после слова укол, т.е. ставили точку. Кстати, ткнуть и точка – однокоренные слова с чередованием к и ч). Родственниками точки являются и такие слова, как затыкать, затычка, ткать, соткать. Сюда же относится и слово сутки (они были сотканы из дня и ночи). В слове сутки корень –тк- и старинная приставка су. С точкой связано и происхождение самого слова «пунктуация»


Когда-то слово «пунктуация» означало буквально «постановка точек» или «учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом

Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в течении речи, как камень или порог в течении реки.


Рождение запятой на Руси относят к 15 веку; чуть позже родилась точка с запятой. В 16 веке появилось двоеточие, в 17 веке – восклицательный знак; в 18 веке появились 5 знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.


Многие дети, да и некоторые взрослые не любят знаки препинания. Забывают их. Но вы не знаете того, что они обижаются на нас. Давайте послушаем их


Восклицательный знак: Внимание!

Тетради говорят,

Что знаки препинания

В забросе у ребят.

Ставятся, не ставятся –

Как кому понравится!

И десятки бедных фраз

Рассыпаются без нас.

А долг наш между тем – беречь

Родную речь!

Пускай же, делу пособя,

Расскажет каждый про себя.


Точка: Да, точно,

У Сергея нету дня

Чтобы вспомнил он про то,

Что не поставил он меня.

Что с тетрадью станется!..

За ум, Сергей, возьмись!

Ведь точка – это станция,

Где отдыхает мысль.

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

Тут можно с силами опять

Собраться для похода.

Тут можно воздуху набрать,

Как паровозу воду.

Я – красный свет

Для длинных фраз.

И говорила я не раз:

Поставьте точку сразу,

Как дописали фразу!


Вопросительный знак: Ах, тётушка, простите,

Вы правы не совсем.

Ведь ваш вопрос не так уж прост:

А если фраза та – вопрос?

Ужель, почтенная родня,

Тут обойдётся без меня?

А если в предложении

Радость, раздражение?

Тогда в конце не кстати ли

Наш славный восклицательный?

Вопросы есть?


Восклицательный знак: Среди прочих правил

Не забудьте главное:

После нас – заглавная!


Многоточие: Позвольте... ну, а я ...

Ведь мы... одна семья...


Точка: Ты не примазывайся к нам.

Стоишь ты в середине

И льнёшь к пустым словам.

Хоть та же в нас порода,

В семье не без урода.


Двоеточие: Я венчаю мысль, как прочие,

Но и бессмыслицу не прячу!

Я – как раскрытое окно,

И показать хочу одно: что ваше

Предложение имеет продолжение.


Запятая: Не лезла я вперёд,

Но срок пришёл,

Когда и мой настал черёд.

За славные дела мои

Не жду вознаграждения

Хоть выделяю главное

Я в каждом предложении!

И с председателем за стол

Я сяду без смущения.

Но не в обачае моём

Повсюду странствовать вдвоём


Кавычки: Извините, мы – кавычки

И родились близнецами!

Мы повсюду ходим парой,

Чтбы школьник занятой

Нас не ставил где попало

И не путал с запятой.

Мы на страже у названий.

Надо ставить нас сперва,

Если взяты где-то вами

Ваши фразы и слова.


Восклицательный

Пора привлечь внимание

К знакам препинания!

Пускай запомнят нас,

А там мы сами

Встанем по местам.


- Не нужно нам надеяться на то, что знаки всегда будут рядом говорить «Поставь меня!». Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, необходимо уяснить себе, что является основанием для их использования. Думаете, интонация?.. О нет! Это опасный, шаткий подход. Тут каждый по-своему натворил бы такого!... Вспомните про написание слов по слуху...

Так что же лежит в основе пунктуации? Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания?

Михаил Васильевич Ломоносов (первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк) писал в своей «Российской грамматике»: «Знаки ставятся по силе разума и его расрасположению и союзам»

Запомните, чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде всего определить смысловую структуру предложения и затем его структуру, т. е. Действовать по формуле:

Смысл + структура = знак препинания

Когда мы пишем, мы постоянно решаем пунктуационные задачи: ставить или не ставить знак препинания; если ставить, то какой.

Давайте порешаем подобные пунктуационные задачи и мы с вами.

I



  1. Девочка очень хотела пойти в поход с одноклассниками, но бабушка её не отпускала... тогда она решила послать телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД. Как понять этот текст? Поставьте нужный знак препинания на место.


  1. Ребята, сегодня утром к нам пришла телеграмма о прибытии к нам иностранной делегации ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ Телеграмма вызвала недоумение нашей администрации и всех учителей. Как вы думаете, почему? Как можно понять телеграмму? Поставьте там, где нужно, знак препинания.


  1. Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, и как указывалось в завещании, наследники должны были выполнит обязательное условие: «ПОСТАВИТЬ СТАТУ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ».


Как понять это требование?


1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.


Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дешево обошлась бы им, но этот расход был бы пределах их возможностей. Однако недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману)


II 1. Прочитайте следующее предложение и скажите сколько человек встретил Пётр: НА

ВОКЗАЛЕ ПЁТР ВСТРЕТИЛ МАТЬ СЕСТРУ БРАТА СВОЕГО ТОВАРИЩА (4)

Уберите (добавьте) так, чтобы встреченных стало меньше (больше)


  1. Определите смысл.

Даные предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, от чего это зависит?


Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все.


Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.


III Поставьте в кружочки нужный знак и прочитайте с правильной интонацией стихотворение Александра Александровича Шибаева

  1. Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался, да

Ты что - немой

Ну что молчишь упрямо »


  1. Повествовать придётся мне,

И я скажу:

«Не дрался, нет.

Свалился с дерева, и вот »


  1. Тут папа в комнату войдёт.

Войдёт и скажет:

«Лоботряс

Я проучу тебя сейчас »


- Сейчас вот такое задание: за 3 минуты нарисовать что-либо, используя только знаки препинания.


- Какую песню вы знаете про наши знаки? Споём?


- Ребята, Буратино пришёл к нам учиться, а Мудрая Сова передала мне выдержки из его сочинений, где у него потеряны знаки препинания. Давайте, исправим его ошибки.


1. Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.


Как бы вы расставили знаки в этом предложении, чтобы не был никакой нелепицы?


2. Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.


- А вы знаете, что знаки препинания могут служить ещё и бессловесным способом общения.



Видеопауза Мультфильм «Приключение точки и запятой»


И последнее (на правах защиты знаков препинания)

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало. Он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной мысли, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!


Известен факт такой бессловесной переписки французского писателя Виктора Гюго со своим издателем. Закончив писать роман «Отверженные», Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к ней письмо без слов. Вместо слов на листе стоял большой «?». Ответ не замедлил себя ждать. В ответном письме стоял большой «!».

- Как вы думаете, что он обозначал?

- А если бы они были рядом, каким жестом бы ответил издатель на этот вопрос?

Итог: - У вас на столах лежат карточки с изображением пунктуационных знаков. Давайте подведём итог нашему занятию. Я у вас хочу спросить «?». А вы ответите…


Урок окончен!


Просмотр содержимого презентации
«Страна Пунктуацияt»

Страна  Пунктуация

Страна Пунктуация

Точки, палочки,  крючки…  Неприметные значки,  А во время чтения  Требуют прочтения

Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют прочтения

Восклицательный  знак

  • Восклицательный

знак

  • Точка
  • Кавычки
  • Многоточие
  • Запятая
  • Двоеточие
  • Вопросительный знак
. - : , ; … „” ! ? ()

.

-

:

,

;

„”

!

?

()

,  ; XV век

, ; XV век

: XVI век

:

XVI век

! XVII век

! XVII век

( )?„”- …  XVIII век

( )?„”- … XVIII век

Собрание знаков  препинания

Собрание знаков

препинания

Михаил Васильевич Ломоносов  (1711 – 1765)  Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник.  «Знаки ставятся по силе разума и его расположению».  Смысл + структура = знак препинания

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник.

«Знаки ставятся по силе разума и его расположению».

Смысл + структура =

знак препинания

Пунктуационные задачи

Пунктуационные задачи

БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД

БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД

ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ

ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ

ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ

ПОСТАВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ

На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища

На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища

Коля пел так, как пели все. Коля пел, так как пели все .

Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все .

Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку. Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался, да Ты что - немой Ну что молчишь упрямо »

Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался, да

Ты что - немой

Ну что молчишь упрямо »

Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался, нет Свалился с дерева, и вот »

Повествовать придётся мне,

И я скажу:

«Не дрался, нет

Свалился с дерева, и вот »

Тут папа в комнату войдёт. Войдёт и скажет: «Лоботряс Я проучу тебя сейчас  »

Тут папа в комнату войдёт.

Войдёт и скажет:

«Лоботряс

Я проучу тебя сейчас »

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Споём?

Споём?

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу

БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ! „”

БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ!

„”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок-бенефис "Страна Пунктуация"

Автор: Виноградова Лариса Николаевна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства