Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока в 7 классе по теме «Общее понятие о союзе» по программе М.М. Разумовской и др. УУД: Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Признаки решения дидактических задач |
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
I Организация класса | словесный, мотивации учебной деятельности | Напутствие учителя: притча. Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил: - Назови, что ты выбираешь из них. -Ложку,- ответил юноша. -Произнеси это 5 раз. - Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз. - Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо… - Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку) - Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи! | Прем создания проблемной ситуации | Образные представления | фронтальный | Настрой класса на работу |
II Актуализация знаний беседа | словесный наглядный | Просмотр слайда, беседа. Назовите служебную часть речи, связывающую однородные члены предложения? | Прием решения орфографических задач | Мультимедийная презентация | Фронтальный | Активизация грамматических понятий о союзе |
III Сообщение темы урока Постановка проблемы Поиск решения. Организация наблюдения за союзами. Открытие нового Обобщение | проблемный | Наблюдение, дискуссия -Когда вам встречались союзы? -Для какой цели они употребляются в речи? Запись и анализ предложений, построение схем. 1. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. 2. Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. -Просмотрите произведение «Песнь о вещем Олеге». Какие еще союзы использует автор? Что они связывают? Какова роль союзов, начинающих предложения? | Приемы создания проблемной ситуации и ее решения | Мультимедийная презентация | фронтальный | Целевая установка |
IV Работа над новым материалом 1) знакомство с этимологией слова «союз» 2) Работа над текстом параграфа 3) Выполнение упражнения учебника 4) Актуализация темы 5) Творческое задание. 6) Тест по теме «Союз» 7) Итоги проверки теста | информационно-рецептивный объяснительно-иллюстративный практический метод фронтальной организации учащихся практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля Метод взаимоконтроля Метод взаимоконтроля | Чтение словарной статьи Чтение параграфа, ответы на вопросы Выполнение задания по условию Ответы на вопросы: Как вы думаете, какие союзы называются простыми, какие составными? Доказать тезис М. Ломоносова «Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются.» Обучающиеся выполняют тест ч. А Выборочное комментирование | Прием перифраза Приемы работы с текстом Приемы работы с учебником Приемы работы с таблицей: Простые: если, что Составные: - озаглавитьтаблицу -восполнить пробелы - составить предложения, используя союзы из таблицы Прием познавательной активности через творческое задание Прием тестирования Прием проверки работ | Этимологический словарь Учебник Учебник Высказывание ученого Раздаточный материал Тестовые листы, ручка | Индивидуальный Фронтальный, Фронтальный фронтальный групповой Индивидуальный, Парный | Формирование понятия «союз» Формировать умение распознавать простые и составные союзы Формирование умения составлять текст на лингвистическую тему Применение понятие «союз» при выполнении теста Формирование умения контроля и самоконтроля |
V Рефлексия | познавательно-рефлексивный | Учащиеся ставят знаки: +, -, ? | Прием письменной рефлексии | Цветные листочки, ручка | фронтальный | |
VI Итог урока | Словесный наглядный | Восполнить пробелы в таблице Союз- это… Синтаксические признаки: Морфологические признаки: | Прием самопроверки | Доска Мел тетради ручки | индивидуальный фронтальный | Активация необходимых знаний о союзе |
VII Дифференцированное домашнее задание | Словесный, наглядный | Учитель объясняет выполнение домашнего задания | Прием свободы выбора задания | Мультимедийная презентация, дневники, ручки | фронтальный | |
VIII Выставление оценок | словесный | Учитель выставляет и комментирует задания | Анализа работы учащихся | Журнал, ручка, дневники | | |