УДЕ Эрдниева П.М. Общее понятие об имёни существительном.
УДЕ Эрдниева П.М. Общее понятие об имёни существительном.
Учебно-методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме «Общее понятие об имени существительном». Урок может быть проведён по данному предмету по любому УМК. Урок разработан с использованием элементов технологии УДЕ, с элементами технологии проблемного обучения и применением игр- ситуаций, игр-упражнений с целью развития системного мышления, воспитания познавательного интереса. Укрупнение дидактических единиц достигалось особым структурированием учебного материала, а также структурой урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УДЕ Эрдниева П.М. Общее понятие об имёни существительном. »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Виноградненская Средняя Общеобразовательная школа»
Разработка урока по русскому языку (2 класс)
ТЕМА: «Общее понятие об имени существительном»
Учитель начальных классов
Пономарёва Т.Р.
2011 г.
Учебно-методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме «Общее понятие об имени существительном». Урок может быть проведён по данному предмету по любому УМК. Урок разработан с использованием элементов технологии УДЕ, с элементами технологии проблемного обучения и применением игр- ситуаций, игр-упражнений с целью развития системного мышления, воспитания познавательного интереса. Укрупнение дидактических единиц достигалось особым структурированием учебного материала, а также структурой урока .Повторение изученного материала организовано через игровые упражнения, а выход на тему осуществлялся через проблемные вопросы с последующей работой по матрице, которая позволяла обучающимся постоянно видеть логическую взаимосвязь изучаемого материала. Увеличением объёма изучаемого материала за один урок, служила матричная система фиксации учебной информации, которая наглядно показывала подаваемый материал и создала резерв времени. Дети учились наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать, а это повышало мыслительную деятельность, интерес к знаниям и обобщению об имени существительном. Применение различных упражнений и заданий также содержало в своём составе основные компоненты: а) прямое или исходное задание (игра «Назови одним словом») б)обратное задание (игра «Подбери слова по теме»)
Применение элементов технологии УДЕ на данном уроке даёт возможность одновременно и совместно усвоить ряд тем по разделу «Имя существительное», а на последующих уроках будет осуществляться отработка, и закрепление полученных знаний. Ведь технология УДЕ предполагает стратегию понимания, а не частные упражнения.
Урок по русскому языку (2-й класс)
Тема:«Общее понятие об имени существительном»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: Учить различать предмет и слово как часть речи; классифицировать имена существительные по группам; познакомить с постоянными и непостоянными признаками имён существительных.
Задачи:
-формировать понимание того, что слово способно назвать всё в окружающем мире;
-учить классифицировать существительные на одушевлённые и неодушевлённые;
-развивать умения изменять существительные по числам;
-учить определять род существительных;
-способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
-формировать умение рассуждать, делать выводы.
-развивать речь, мышление.
-Развивать умение сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее; развивать умение оценивать свою деятельность.
Педагогические технологии: укрупнение дидактических единиц; элементы технологии проблемного обучения.
Оборудование: опорные слова на доске для формулировки целей урока; опорные слова для представления информации в таблице-матрице; индивидуальные карточки для творческого задания; светофорчики.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой
На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший, дружный класс. Всё получится у нас. - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем, и постарались открыть новые тайны русского языка.
– Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Мы отправляемся в страну Имя Существительное. А в любой стране есть много достопримечательностей. Мы сможем о них узнать, если будем думать, обсуждать, делать выводы и активно работать.
2.Постановка темы урока
-Итак, вопрос.
- Что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга? (речь, предложение, слово.)
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ( о словах-названиях предметов)
- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске):
1. Узнать больше … ( о словах- предметах).
2. Учиться определять…( признаки слов- предметов)
3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.)
3. Актуализация опорных знаний
Игра «Назови одним словом» (устно)
Лиса, заяц, медведь-это…(животные)
Картофель, морковь, свёкла- это…(овощи)
Окунь, лещ, щука- это…(рыбы)
-Что обозначают эти слова? ( предметы)
-На какие вопросы отвечают? (кто? что?)
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают предметы, называются именами существительными. Имя существительное это часть (нашей) речи.
Имя существительное – часть речи
Обозначает предмет
Кто?
Что?
-К каким предметам мы задаём вопрос кто?, а к каким что? (одушевлённым и неодушевлённым). Приведите примеры.
-Значит, какие бывают имена существительные?
Вывод: Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Имя существительное – часть речи
Обозначает предмет
Кто?
Что?
Одушевлённые
Неодушевлённые
-Продолжим игры со словами. « Подберите слова по теме» (устно)
- В русском языке имена существительные бывают М.Р. и Ж.Р. и Ср. р.
- А какие слова являлись подсказками при определении рода имен существительных?
-Имена существительные мужского рода живут в одном городе( 1столбик),
а имена существительные женского рода- во втором городе. (2 столбик)
Это имена существительные среднего рода. ( 3 столбик)
Женский род запомню я И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое! Это правило твое!
-Какого рода бывают имена существительные?
Вывод: Имена существительные бывают мужского рода, женского рода, среднего рода.
Имя существительное – часть речи
Обозначает предмет
Кто?
Что?
Одушевлённые
Неодушевлённые
Собственные и нарицательные
Изменяются по числам
Единственное число
Множественное число
Бывают:
Женский род
Она, моя
Мужской род
Он, мой
Средний род
Оно, моё
6.Проблемный вопрос:
– Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?
– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.
Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)
Вывод: По родам существительные не изменяются.
Вывод: Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.
Потрудиться нам пришлось очень много. Давайте отдохнём.
7.Физкультминутка
Называю имя сущ. мужского рода – наклон влево, женского рода – наклон вправо, среднего рода – подпрыгнуть. ДОЖДЬ, ТРАВА, НЕБО, КОМ, СОЛНЦЕ, ДЕВОЧКА, КАПИТАН, УЧЕНИЦА, ВЕТЕР, КНИГА, МОРЕ
8.Творческая работа: (работа в парах) На столах карточка.
-Выбери слова и впиши их туда, куда считаешь нужным.