1) проверить знание учащимися словарных слов; продолжить работу над чистописанием ; учить детей понимать роль ударения в словах; учить правильно ставить ударение в словах в зависимости от лексического значения предложения, в котором употреблены данные слова;
2) развивать речь учащихся на основе составления предложений; коррекция логического мышления на основе заданий требующих сравнения, выводов и обобщения.
3) воспитывать культуру письма и устной речи учащихся; воспитывать положительные эмоции личности; воспитывать мотивацию к учению.
Наглядность и оборудование: нарисованная книга со словарными словами и карточки с буквами; картинки для работы по теме урока (замок и замок, стрелки и стрелки,белки и белки, кружки и кружки) и карточки, на которых написаны эти слова с ударением; рисунок «Принца Ударения».
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Словарная работа.
-
О
О
Я
Е
Ребята, когда я сегодня пришла в класс, то у себя на столе увидела вот эту книгу со словарными словами. Но что необычного вы в ней заметили? (в словах нет букв) Да, оказывается, некоторые буквы из слов убежали. И наша с вами задача вернуть сбежавшие буквы обратно в слова.
И
А
к..пуста г..рох
п..нал за…ц.
л..са с..бака
3) Минутка чистописания.
-А сейчас откройте тетради, положите их правильно, запишите число и целую строчку букв , которые вы видите на доске.
У Д А Р Е Н И Е
4) Подготовительный этап.
- Молодцы, ребята, я вижу, что вы все постарались и красиво написали буквы. Вы хорошо знаете словарные слова. И за это я вас возьму в гости к другим словам, которые живут в замке сказочного принца.
- А как его зовут, вы сейчас догадаетесь сами, если внимательно прочитаете буквы, которые записали в тетрадях. - Кто уже догадался? (Ударение) Правильно, запишите его имя в тетрадях. Это и будет темой нашего урока.
5) Работа по новой теме урока.
А) Объяснение учителя.
-Ребята, давайте расскажем нашему принцу, что мы про него знаем из 1 класса (во всех словах есть ударение; оно только одно; всегда падает на гласную букву; слог, на который падает ударение - ударный; если слово состоит из одного слога, то ударение не ставим).
-Правильно. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение. Какова его роль? Ваша задача быть внимательными и ничего не пропустить. Знаете, что случилось со ловами, которые забыли про ударение? (нет) -Рассказать? (да) Тогда слушайте.
«В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: Что вы без меня значите! Если захочу, возьму и изменю ваше значение!» Слова, конечно, не поверили.
(На доске висят карточки со словами):
замок
белки (Здесь учитель будет прикреплять картинки)
стрелки
кружки
-Вышел вперед замок (учитель прикрепляет картинку) и сказал: Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение - это просто черточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
-Как вы думаете, какое теперь слово получилось? (замок) Учитель вешает название слова и прикрепляет картинку.
На доске: замок замок
- А дальше вот что случилось. Вышли вперед ….Читайте сами.
белки.
-Да. Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает».
-Как вы думаете, что произошло? (Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.)
-Абсолютно верно (прикрепляет картинки и слово.) А теперь попробуйте сами закончить сказку. (Потом вышли стрелки и сказали: Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя ». Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог).
-Молодцы!
(Затем Ударение превратило кружки в кружки.)
-А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. Что очень важно, где в слове стоит ударение. Если ударение стоит не на своем месте, то меняется значение всего слова.)
Б) Выполнение задания у доски.
-Записываем слово, которое я называю. Ставим в нем ударение и после черточки пишем это же слово, но уже с измененным ударением. Объясняем, как влияет изменение ударения на само слово, его смысловое значение.
хлопок-хлопок полки-…..
пары-….. пили- …..
стоит-….. плачу-…..
6) Физкультпауза.
«Прогулка».
По дорожке,по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим (бег на месте)
До лужайки добежим (бег продолжается)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп (присели). Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте, руки в стороны вверх, вниз, выдох)
7) Закрепление изученного материала.
А) Самостоятельное выполнение упражнения.
-Принц очень рад, что мы пришли к нему в замок. Он очень рад, что вы так хорошо Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но не смотря на свою загруженность, он приготовил вам задание. Прочитайте, что за слова написаны на доске.
На доске:
уху (Здесь написаны предложения, в которые нужно
ворот будет вписать слова. В данный момент эта часть
пили доски закрыта.)
-Можем ли мы догадаться в какие предложения у меня вставлены эти слова? (Нет. Потому что в словах нет ударения. Уха- суп; ворот- это, наверное, воротник; пили- это значит они что-то пили или пилили.)
-Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Учитель открывает вторую половину доски.
На доске:
уху Мы сегодня ели….
Комар подлетел к ….
ворот Собака сидит у ….
У рубахи был вышит….
пили Дети … молоко.
…бревно ровно.
-Теперь все понятно? По предложению можно понять, о чем идет речь.
-Запишите себе в тетрадь любые два предложения с доски,
вставьте нужные слова и поставьте в них ударение.
Б) Проверка работ учащихся.
8) Обобщение материала.
-Итак, ребята, нам пора возвращаться.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
-Какие похожие слова есть в этом четверостишии? (село и село) Объясните их значение.
-Почему нам повезло? Что нового мы узнали об ударении?
Что вспомнили? (Во всех словах есть ударение; оно падает на гласную букву; слог на который падает ударение- ударный; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова.).
-Великолепно! Я думаю, что принц Ударение не разочаровался, что пригласил нас в гости.
9)Домашнее задание.
-Дома вам нужно будет придумать и записать слова, в которых ударение может изменить смысл слова.
10) Итоговая часть урока.
-На этом всем большое спасибо.
Используемая литература
http://igrushka.kz/phpBB2/viewtopic.php?t=6088
foto.spbland.ru/details/56782/
Я иду на урок в начальную школу .М.А.Козлова.– М.: Олимп,1998
Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. В.Г.Петрова. –М.:Просвещение,1976
Дидактические игры на уроках русского языка. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. –М.: просвещение,1987