kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество Л.Н. Толстого. Тема: По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Л.Н. Толстого.

Тема: По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

          Цели урока:

     Образовательная: познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

     Воспитательная: формирование коммуникативных способностей, осознание того, что жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого является образцом нравственного поведения, духовной культуры, личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

     Развивающая:

  • Освоение идейно-эстетического богатства родной литературы в ее лучших образах, в данном случае это произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Научиться оценивать литературные произведения, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функции языка и художественной образности литературного текста.

          Оборудование: выставка фото материалов, иллюстраций по биографии и произведениям писателя; книга И. Толстого «Свет Ясной поляны», портрет писателя, презентация по биографии писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Л.Н. Толстого. Тема: По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. »

Урок литературы в 10 классе.


Творчество Л.Н. Толстого.

Тема: По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.


Цели урока:


Образовательная: познакомить с биографией и мировоззрением писателя.


Воспитательная: формирование коммуникативных способностей, осознание того, что жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого является образцом нравственного поведения, духовной культуры, личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.


Развивающая:

  • Освоение идейно-эстетического богатства родной литературы в ее лучших образах, в данном случае это произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».

  • Научиться оценивать литературные произведения, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функции языка и художественной образности литературного текста.


Оборудование: выставка фото материалов, иллюстраций по биографии и произведениям писателя; книга И. Толстого «Свет Ясной поляны», портрет писателя, презентация по биографии писателя.


Ход урока.

1. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).

Толстой рассказал нам о русской жизни почти

столько же, как и вся остальная наша

литература.

М. Горький.


Каждый человек – алмаз, который может

очистить и не очистить себя. В той лире,

в которой он очищен, через него светит вечный

свет. Стало быть, дело человека не стараться

светить, но стараться очищать себя.

Л. Н. Толстой




2. Вступительное слово учителя с записью тезисов учениками:

1) Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат никогда не прекращающейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоление своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, появление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).


2) Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя, это духовная смерть.


3) Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».


4) Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни не касался этот поразительный художник, живописал он широко, по человечески мудро и просто.


- Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек.


а) - Учитель еще раз обращается к теме урока, датам рождения и смерти (1828 – 1910) и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:

  • Свидетелем каких исторических событий был писатель?

  • На какие годы падает расцвет его творчества?

  • С кем из выдающихся людей Л.Н. Толстой общался?


Используя хронологическую таблицу учебника по литературе, учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос.


После работы со справочным аппаратом учащиеся обращаются к опорному конспекту, созданному группой исторического комментария: «Историческая эпоха, развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века».


Вывод – обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».


- Прошу вас прокомментировать слова Л.Н. Толстого. (Второй эпиграф).


- Комментарий ученика: «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу».


б) К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на вопросы:

  • Каким предстает Толстой в воспоминании современников?

  • Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

  • Чем он близок вам?

Плакаты с цитатами закрепляются на доске.


- Комментарий ученика: «Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиск правды – смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне особенно дорог писатель».


«Весь мир, вся земля смотрит на него… Отовсюду к нему протянуты

живые, трепетные нити…»

М. Горький.

И другие цитаты.

- Комментарий ученика: «Все цитаты помогают понять мировые значения Толстого как писателя и как личность. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность и т.д.


в) В работу включается группа любителей поэзии. Учащиеся читают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора. Я. Полонский «Писатель, если только он…», А. Апухтин «Графу Л.Н. Толстому» (отрывок).


- Я говорю, что «конечно же, словесный образ, литературный портрет – первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких, зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками».


г) Сообщение учащихся из группы искусствоведов.

И.Н. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 год».

- Один из учащихся этой группы рассказывает об истории создания первого живописного портрета Толстого.

Художник был принят в Ясной поляне очень сердечно. Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «…граф Толстой, которого я писал – интересный человек, даже удивительный…».


И.Е. Репин «Л.Н. Толстой, 1887 год».

Они познакомились 6 декабря 1880 года в московской мастерской Репина, а написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства.

«Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза … глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу», - говорил критик Стасов.


- Я говорю, что «в доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку». «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы», - вспоминал Репин.


- Я говорю, что в 50-70 годы 19 века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 году) , который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России. На сцене театра утвердилась драматургия А. Островского, раскрылся талант П.М. Садовского. Рядом с Толстым творили крупные ученые Обручев, Сеченов, Пирогов, Бутлеров, Менделеев, Боткин …

В общении с замечательными людьми мужал и креп талант Л.Н. Толстого. И потому слово его было столь значимым и притягательным для каждого мыслящего человека.


д) Я говорю, что в огромном литературном наследии Толстого есть книга, которая не так велика, как «Война и мир», а между тем она не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Его дневник – и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего – орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.


е) В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей.

Вопросы для анализа:

  • Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?

  • Как постепенно формировалась идея нравственного самосовершенствования? К чему она привела Толстого?

  • Ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?


- Один из учащихся отчитывается о работе группы.


- По дневнику «весьма удобно судить о самом себе», - напишет 22-летний Толстой.

Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти…

Он понимает, что дорога познания трудна и составляет правила, в которые верил со всем жаром своей души. (Школьники записывают их в свои тетради).

Правила:

1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря

ни на что.

2) Что исполняешь, исполняй хорошо.

3) Никогда не справляй в книге, если что-нибудь забыл, а

старайся сам припомнить.

4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной

силой.

5) Читай и думай всегда хорошо.

6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они

мешают…


Грандиозны его замыслы по самообразованию. Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Л.Н. Толстой выполнил.

Первое, чему он научился (или от рождения умел), - это говорить себе правду без утайки. В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневник: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Жизнь и литература для него неразделимы.


3. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

- Я говорю, что один из членов нашей архивной группы имел счастливую возможность побывать в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя.


- Один из учащихся рассказывает о первых впечатлениях о том, как спасали дом Толстого от пожара во время Отечественной войны, входим в дом и видим, что везде шкафы с книгами: комнаты, кабинет Толстого, спальня, за стеной кабинета с северной стороны расположены две смежные комнаты. «Секретарская» и библиотечная. Их Толстой шутя называл Канцелярией. Шутка ли, здесь «Кавказский пленник» переписывался – 100 раз!


Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» Ответить на них сегодня не легче, не проще…


- Ученик (из группы любителей поэзии) читает стихотворение

Г. Горбовского «Над Ясной Поляной свинцовые тучи…»


ж) Отчет группы библиографов.

В их задачу входило оказание помощи всем творческим группам. И поэтому они могли самостоятельно оценить как результаты своего труда, так и учащихся других групп. Они взяли на себя создание презентации, так сказать мульти-медийное представление этого урока.


з) Прежде чем подвести итог урока, учитель предоставляет слово группе смекалистых, которые проводят блиц-викторину.


4. Подведение итогов урока.


5. Домашнее задание.

- Подготовить мини-сочинение «Моя встреча с Л. Толстым, используя учебник и сведения, полученные на уроке, раскрыть процесс становления личности Л.Н. Толстого.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Лобанченко Людмила Николаевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228947

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Русская литература в оценке В.В.Розанова (теория к урокам литературы в старших классах) "
    ["seo_title"] => string(96) "russkaia-litieratura-v-otsienkie-v-v-rozanova-tieoriia-k-urokam-litieratury-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "163307"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства