Творческий диктант на вставку слов по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Творческий диктант на вставку слов по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
Цели урока:
1) обучающая — научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить школьников к сочинению по картине;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий диктант на вставку слов по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»»
Творческий диктант на вставку слов по картине К. Ф. Юона «"Конец зимы. Полдень» (VI класс).
Цели урока:
1) обучающая — научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить школьников к сочинению по картине;
2) воспитывающая — воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному! народному творчеству, живописи, музыке;
3) развивающая — развивать внимательное отношение к значению слов и их) употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.
Оборудование урока: репродукция с картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»; альбом «Времена года» с собранными материалами; выставка иллюстраций и рисунков детей; выставка книг (пословицы, стихи, загадки, поговорки); плакат, переносная доска с материалами для словарно-стилистической работы; плакат со стихотворением Н. Брауна; морские раковины; проигрыватель, грампластинка «Времена года» П. И. Чайковского.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа — по картине. Вопросы классу:
1. Как строится описание?
2. Каковы задачи художественного описания?
Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли. желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.
3. Чтобы ваше описание было красочным выразительным и точным, какие художествевные средства надо использовать? (Сравнения- метафоры, слова в переносном значении.)
4. А какая часть речи помогает вам ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.) — Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя образов русской природы Константина Федоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся возможно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.
К. Ф. Юон (1875—1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются «этичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса — все предстает на полотнах К. Ф. Юона. Картины «Русская зима», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.
II. Беседа по картине.
— Рассмотрим картину К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
1. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто?
Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она «Конец зимы...»?
Картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы: все здесь ждет тепла и света, но все же уходящей зимы с ее красотой пейзаж. Эта картина и о красоте снега в зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень».
Как рисунок переднего плана передает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане?
Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!
4. А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?
Небо нежное, все светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы. (Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску: они белые, цвета слоновой кости, перламутровые. Трудные для написания слова записаны на доске. Проводится сопоставление цвета раковин и снега.)
5. Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?
На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане.
Вывод, обобщение о замысле художника и способе его воплощения делает сам учитель.
III. Прослушивание музыкальной пьесы.
— Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» — альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».
После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:
1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
2. Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского?
3. Понравилась ли вам эта музыка и чем?
4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?
Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками,— пробуждение природы, наступление весны.
IV. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками о весне.
— Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?
Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока (он записан на доске):
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. (А. С. Пушкин)
— Почему А. С. Пушкин называет весну «утром года»? Как природа встречает весну?
V. Речевая подготовка.
— Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя?
Снег, как цветной ковер; белоснежный ковер.
Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима...)
— Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.
VI. Чтение текста диктанта. Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов.
— Но данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий.
Наша задача — распространить диктуемое за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.
Перед чтением диктанта разбираются два предложения, записанные на доске. Имена прилагательные подчеркиваются. Учитель обращает внимание детей на правописание наречий, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).
- А теперь я буду читать предложения и ставить вопросы к словам, к которым нужно подыскать прилагательные. Посмотрим, как от этого изменится текст.
К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».
(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый). Небо нежное, все светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!
В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.
Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.
Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.
VII. Запись текста диктанта.
После записи диктанта двое-трое учеников читают получившийся у них текст.
— Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (Делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи.)
Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, ипредлагают свои, более точные и выразительные определения.
Одно из предложений диктанта заново записывается после обсуждения.
VIII. Стилистическая правка. Совершенствование написанного.
Учитель диктует новые предложения:
1) На снегу четко отражаются (короткие, прямые, голубоватые) тени от берез.
Весь класс обсуждает варианты вставки, и все записывают текст с наиболее подходящими прилагательными.
В центре картины, на солнце, стоят белоствольные, стройные) березы с (голыми) веточками и ждут весны.
Художник писал свою картину о наступлении весны (яркими, солнечными) красками, поэтому она вызывает чувство радости у каждого, кто на нее смотрит.
Если творческий диктант проводится как контрольный, то стилистическая правка текста и совершенствование написанного происходит на следующем уроке (после проверки ученических работ). В дальнейшем же школьникам можно предложить написать сочинение — описание природы по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью.
Таким образом, в творческом диктанте заложены большие лингво-методические возможности для развития речи школьников в процессе обучения родному языку. Хотелось бы, чтобы учителя регулярно использовали этот вид диктанта в практике своей работы в школе.