Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Веселая карусель"»
Урок развития речи
по русскому языку
Творческая мастерская «Праздничная карусель»
(6 класс)
Билялова Б.А.
Городецкая основная школа
Священное уменье говорить, Произносить слова и строить фразу. Е. Винокуров
Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А 4, А3, фломастеры. Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку». Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова, «Ночь накануне Рождества» К. Меладзе, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана. Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение). Цель: развитие речи и мышления учащихся.
Ход «Мастерской»
I . Оргмомент. Самостоятельно сформулировать задачу урока, тип урока. -Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите? 1. Словарная работа. Копилка – копить – от копа – «копна сена»
Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
Собрание чего – нибудь занимательного, ценного.
Синонимы: Копить – скоплять, накоплять, собирать, хранить. -Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнить. -Как вы думаете чем? (Словами, мыслями) -То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е. Винокур. -Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими). -Давайте вспомним, мастерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность. II .Проверка домашнего задания. -Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить творческий отчёт о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили. 1. Презентация творческих работ. 1 группа: Презентация «Волшебная сказка природы». 2 группа: «Поездка в Великий Устюг». 3 группа: «Новый год – семейный праздник». 4 группа: «Мир вышивки – праздничный мир». -Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам. 2. Обсуждение заголовков в группах. 3. Варианты заглавий (от группы – 1 человек выступает) III. Работа с текстом 1 (прилагается). 1.Прослушивание. Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе «Ночь перед Рождеством») -Какая музыка звучала? 2. Анализ текста. Словарная работа/ слово из текста/. Канитель – тонкая металлическая нить для вышивания. -Каким настроением проникнут текст? -Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание? -Какова его тема? (предвкушение праздника) -Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника? 3. Определение темы мастерской. -Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет? Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской… (праздник, праздничная карусель) IV. Интеллектуальная игра по группам. ( звучит музыка «В лесу родилась ёлочка». Сл. Р. Кудашёвой, муз. Л. Бекмана ). -Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем «ёлкой» или Новогодней ёлкой. 1. Запишите на листочках слово «ёлка», а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка . Во второй-слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога. 2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом «ёлка». 3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека. 4. Самопроверка. -Надеюсь ,что музыку, ставшую символом Новогодних праздников, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана) V. Составление слов, словосочетаний. Творческое задание. - У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки. «… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки» 1.Попробуйте передать словами ощущение человека «внутри зажженной ёлки» или настроение самой новогодней ёлки. Работаем в парах. Оформляем листы , обмениваемся мнениями. 2.Выступление по одному человеку от каждой группы с выполненным заданием. 3.Во время выступления пополняем свои записи. VI . Анализ текста – заметки из газеты. - Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с Лизой читали любимую нашу газету «Страна Калининград», обратили внимание на маленькую заметку, которая называется «Покалечили ёлку». Давайте прочитаем её, рассмотрим фото. - О чём пишет автор? Что так взволновало его? Определим тему заметки . ( Сохранять, беречь всё живое. Память священна ). - Что может произойти с ёлкой? (Засохнет, погибнет.) VII. Творческое задание. 1. Работа по парам. - Попробуйте почувствовать себя «загубленной», «выброшенной» ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства. 2. Работа в группе. - Обменяйтесь мнениями в группе. - Предложите свой вариант выполненного задания. / Выступает один от группы/. VIII. Редактирование текста. Работа с текстом №2. - Прочитайте текст. / Сочинение ученика./ -Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст.
Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат «Снеговик», гирлянда «2008», рождественские веночки. На доске висят плакаты «Дед Мороз» и «Снегурочка». Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка.
IX. Творческая работа. -Вам снова предстоит окунуться в мир праздника, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер, одним словом, «покружиться на праздничной карусели».
-Давайте определим : 1)Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания). 2) Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…) - Обозначим этапы работы в виде схемы. СХЕМА ТЕКСТА. - Что будем делать? - Передавать личные впечатления. - Зачем? - Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания. - Как? - В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения. - Озаглавьте свои работы. - И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/. X . Домашнее задание. 1.Написать сочинение. Вы, конечно , успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки. XI . Рефлексия. 1.Прослушивание написанных работ. 2. Закончите фразу: «Свободное высказывание на мастерской – это….» -Кто хочет прочитать свои записи? XII Заключение. -А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться? Ребята отвечают. -Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться . Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.