Урок начинается с психологического настроя,после этого учитель сообщает о целях урока.Целями урока являются знакомство с поэмой Пушкина,выразительное чтение поэмы,анализ поэмы с характеристиками главных героев.Затем следует этап проверки домашнего задания,учащиеся вспоминают,что такое романтизм,Какие романтические произведения они читали,затем учитель объясняет новуютему,рассказывает историю создания поэмы,почему поэма автобиографична,когда Пушкин был в Молдавии и почему поэма названа "Цыганы"Потом учащиеся ставят инсценировку поэмы.После этого идёт этап закрепления новой темы и анализ поэмы.Учащиеся дают характеристику героям поэмы и в тетрадях записывают характеристики.После этого учитель подводит итоги урока,выставлет оценки и даёт домашнее задание.Учащиеся обмениваются мнениями об уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование : портрет А.С.Пушкина,иллюстрации к поэме,высказывания современников о Пушкине,цыганские костюмы участников инсценировки.
Тип урока: урок-инсценировка.
Ход урока:
1.Организационный этап а)Приветствие б)Психологический настрой: Ребята,сегодня у нас много гостей.Все мы волнуемся. Но вы способные,умные и у вас всё получится.Давайте улыбнёмся гостям,друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и,думаю ,сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.
2.Постановка целей урока Целями нашего урока являются знакомство с поэмой Пушкина «Цыганы»,историей создания поэмы,показать особенности поэмы как романтической поэмы, с помощью инсценировки поэмы дать характеристики главным героям поэмы.
3.Этап проверки домашнего задания Учитель:А.С.Пушкин-великий русский поэт,он прожил короткую ,но яркую жизнь. Давайте вспомним яркие периоды его жизни(выступления учащихся о жизни Пушкина). Учитель:на прошлом уроке вы познакомились с новым для вас понятием «романтизм». Что такое романтизм? Как развивался романтизм в России? Какие романтические произведения вы знаете? 4.Этап объяснения новой темы Учитель: Сегодня мы познакомимся с поэмой А.С.Пушкина «Цыганы».Как вы думаете ,где происходят события,описываемые в поэме?Почему Пушкин выбрал именно эту нацию? У Пушкина были особенные отношения с цыганами.Дело втом,что находясь в южной ссылке почти три года ( с сентября 1820 года по август 1823 года), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю,фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь.Он знал много цыганских песен и очень любил их.Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю- что тебе делать у нас?» Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа.Поэма Пушкина достаточно автобиографична. Действительно, летом
1821 года, Пушкин странствовал с цыганским табором по Молдавии, о чём он написал в эпилоге поэмы.Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца.Цыганка,в которую был влюблёнПушкин ,убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом.Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах.Сравните имена: Алеко-Александр-имя Пушкина. Мариулой названа жена старого цыгана,а Земфирой – главная героиня поэмы. Сейчас мы посмотрим эту поэму в инсценировке наших учеников, а потом перейдём к анализу поэмы.
5.Инсценировка поэмы «Цыганы»
6.Этап закрепления новой темы
Учитель:Мы посмотрели инсценировку поэмы «Цыганы».Давайте ответим на вопросы. 1.Какова жизнь цыган? 2.Как появился в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединится к цыганскому табору? 3. Что Алеко ищет и что находит в цыганском таборе? 4.Каково значение песни»Птичка божия не знает»? 5.Как отзывается о городской жизни Алеко? 6.Как начинается конфликт между Алеко и Земфирой? 7.А каков основной конфликт поэмы? 8.А какова Земфира? 9.Имеет ли право Алеко убивать человека? 10.Какой приговор выносит старый цыган?
7.Работа в тетрадях: Черты характера
Алеко
Земфира
Образован,свободолюбив,красив.молод.
эгоист,ревнив,жесток,убийца.
Необразованна,свободолюбива,красивая,добрая,
женственная.
8.Итоги урока
Учитель:А.С.Пушкин сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного,образованного человека вернуться в мир природы.Появление цивилизованного человека в мире «дикой природы» привело к драме
Выставление оценок.
9.Домашнее задание. Письменно доказать,что поэма содержит черты романтизма.