Тренировочные упражнения.Подготовка к сочинению по русскому языку(ЕГЭ)
Тренировочные упражнения.Подготовка к сочинению по русскому языку(ЕГЭ)
Вступление к сочинению.
Тренировочные упражнения.
Упражнение 1: «Именительный темы»
Прочитайте отрывок из размышлений выдающегося русского писателя М.Пришвина:
«Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле...
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и что душа - это и значит любовь».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения.Подготовка к сочинению по русскому языку(ЕГЭ) »
Вступление к сочинению.
Тренировочные упражнения.
Упражнение 1: «Именительный темы»
Прочитайте отрывок из размышлений выдающегося русского писателя М.Пришвина:
«Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле...
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и что душа - это и значит любовь».
2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполни те задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.
1) О чем говорится в тексте?
Какое слово является ключевым?
Какая мысль противоречит содержанию текста?
а) Автор текста только со временем понял, что такое душа.
б) Любовь является главным проявлением души.
в) Душа - это очень сложное понятие, сущность которого невозможно постичь сразу.
г) Лишь будучи молодым, человек имеет верное и полное представление о том, что такое на самом деле душа.
4) О каком своем назначении узнал автор текста, ощутив свою особенность?
а) Человек родился, чтобы сопротивляться, чтобы говорить миру «нет».
б) Быть самим собой и есть важнейшая человеческая миссия.
в) Человек должен стать частью человеческой массы, слиться с нею, забыв про свою самость.
г) Человек осознает свое трагическое одиночество: он никому не нужен, и никто не нужен ему.
3. Напишите вступление, используя способ «Именительный темы».
... Мы все слышали много раз это слово, постоянно употребляем его в своей речи: « в душе», «у него за нет ничего»... (Включаем «вопросы- стимулы», чтобы обнажить проблему исходного текста.) Но что такое______________? Какой заложен в этом_________?
О сущности этого удивительного размышляет выдающийся русский писатель .
Упражнение 2: «Вопросы-стимулы»
1.Прочитайте отрывок из рассказа известного русского писателя И. Соколова-Микитова:
«Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля. Если у вас сохранился чуткий, острый слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена, во все века так ласково называли матерью-землею. Треск кузнечиков у протоптанной тропинки и трепетание зеленой листвы, пение птиц и басовитое гудение шмелей, взлет жаворонка и шум тяжелых хлебных колосьев - все это бесчисленные звуки земли. Они заменяют нам музыку. Не из этих ли звуков, услышанных человеком, возникло лучшее, что запечатлялось в песнях и великих музыкальных творениях?»
2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.
О чем говорится в этом отрывке?
Кто его автор?
На какой из предлагаемых вопросов нельзя найти ответ в тексте?
а) Что можно услышать, оставшись наедине с природой?
б) Откуда великие музыканты берут звуки для своих гениальных творений?
в) Каким должен быть человек, чтобы ему открылась чарующая красота мира?
г) Как меняется природа в унылую пору осеннего увядания?
Упражнение 3: «Название»
1.Прочитайте текст:
«Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но которого прикосновение к себе ты непременно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования и литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого достиг без малейшего насилия, одним теплым и бесконечно любовным к тебе прикосновением. Он сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя любовью, он и в тебе зажег священную искру любви, так что и тебе нигде не живется такою полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества».
(М. Салтыков-Щедрин.)
2. Выберите из набора заголовок.
Набор:
а) «О значении русского языка»; б) «Один на один с одиночеством»; в) «Согреться лучами отчизны»; г) «За чертой великой тайны».
3. Закончите фрагмент.
« » - так можно было бы озаглавить отрывок
из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет о живой связи человека с , о значении родины в (становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина.