kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логичес­кой операции сравнения — важного ме­тода познания окружающего мира.

Расширение теоретических лингвисти­ческих и метапредметных сведений, с одной стороны, и под­бор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому мате­риалу, более глубокое его усвоение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных» »

Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе

по теме «Степени сравнения имен прилагательных»


Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.

Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логичес­кой операции сравнения — важного ме­тода познания окружающего мира.

Расширение теоретических лингвисти­ческих и метапредметных сведений, с одной стороны, и под­бор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому мате­риалу, более глубокое его усвоение.


Цели:

Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;

Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитательная: воспитывать культуру общения

Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

Задачи:

формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;

формирование навыков  монологической речи;  

развитие коммуникативных навыков учащихся;

воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.


Тренировочные упражнения


Упражнение 1.Определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?

(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)

1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пуш­кин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).


Упражнение 2.

а) Вспомните, с каким вопросом обра­щалась злая царица к своему волшеб­ному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пуш­кина. Найдите прилагательные в сравни­тельной степени, определите их началь­ную форму.

б) Впишите вместо точек прилага­тельные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударе­нием он произносится?

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня...?

Признавайся: всех я...,

Обойди всё царство наше.


Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы...,

Да Иван-то вас...:

Он у вас коней не крал!»


Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите при­лагательные в форме сложной сравни­тельной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?

«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».


Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения:

  1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.

  2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.

  3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.

  4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.



Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравни­тельной степени.

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.


Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме­тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре­менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.

Упражнение 7. Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни ... . 2. При нагревании вода ... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег ... . 4. Ближе к устью река ... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .


Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересный).

Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.


Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превос­ходной степени. Укажите, в каких слу­чаях образование простой формы невоз­можно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.

(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кусакина Елена Николаевна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства