To be not to be: that is the question, или запятая в конструкциях с как
To be not to be: that is the question, или запятая в конструкциях с как
Самоанализ урока русского языка в 9 «А» классе по теме:
«To be not to be: that is the question, илизапятаявконструкцияхскак»
Урок был проведён в 9 «А» классе в рамках методической недели «Панорама инновационного опыта: действия, проблемы, перспективы». В классном коллективе обучается 25 учеников. Присутствовало на уроке 20. Учащихся, изучающих предмет на низком и удовлетворительном уровнях, нет. На уроке также присутствовали заместитель директора по учебной работе Веремейчик О.Ф. и коллеги.
Цели и задачи урока были сформулированы учащимися и откорректированы учителем.
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
1) систематизировать знания учащихся о грамматическом разнообразии синтаксических позиций, вводимых словом как (и синонимичными ему словно, точно, будто, как будто);
2) совершенствовать навык разграничения этих позиций;
3) совершенствовать навык постановки знаков препинания в конструкциях с как;
4)показать значение конструкций с как как одного из ярких изобразительно- художественных средств.
На данном уроке реализовывались современные подходы к уроку русского языка. Поставленные цели и задачи были направлены на
формирование языковой компетенции (способствовать обобщению и систематизации знаний учащихся, связанных с постановкой знаков препинания в конструкциях с как; способствовать развитию умения применять теоретические знания на практике, аргументировать выбор постановки знака препинания или его отсутствие)
формирование коммуникативной компетенции (создать условия для развития умения анализировать собственный уровень знаний)
формирование лингвокультурологической компетенции (на основе текстового материала содействовать формированию у учащихся ценностного отношения к слову)
Тип урока: урок-практикум
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, тетрадь на печатной основе, ЛСМ, раздаточный материал, учебник русского языка для 9 класса
Урок состоял из 5 этапов.
1 этап. Организационный( до 1 минуты)
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к занятию, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
2 этап. Ориентировочно-мотивационный (до 9 минут)
Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к систематизации знаний о грамматическом разнообразии синтаксических позиций, вводимых словом как, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результаты.
3 этап. Операционно-познавательный (до 25 минут)
Цель этапа (планируемый результат): правильность и осознанность основного содержания учебного материала, познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию взаимодействия.
4 этап. Контрольно-коррекционный (до 7 минут)
Цель этапа (планируемый результат): выполнение тестового задания,
обнаружение своих ошибок, затруднений, коррекция их.
Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.
5 этап. Рефлексия (до 3 минут)
а) Собственно рефлексия.
б) Подведение итогов занятия: выставление отметок, запись домашнего задания
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
Содержание урока соответствовало теме, целям и задачам урока. Методы и приёмы обучения – уровню подготовленности учащихся.
Вся работа выполнялась в тетрадях на печатной основе. Учащимися осуществлялась самооценка на каждом этапе, по накопительному баллу была выставлена отметка за работу на уроке. На двадцатой минуте была проведена физкультпауза.
Время на уроке использовалось рационально. В силу особенностей темперамента учащихся каждый этап урока был строго регламентирован.
В течение всего урока учащиеся работали самостоятельно и достаточно эффективно в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Осуществление индивидуального подхода на уроке, самоконтроль за знаниями, умениями и навыками учащихся, оснащённость и наполненность урока способствовали достижению цели урока и позволили решить задачи, которые ставили перед собой девятиклассники.
В конце урока была проведена рефлексия, результаты которой свидетельствуют о достижении целей и задач урока.
Учитель русского языка и литературы Савончик О. Г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«To be not to be: that is the question, или запятая в конструкциях с как»
Темаурока:
To be not to be: that is the question, илизапятаявконструкцияхскак
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.
Задачи:
1) систематизировать знания учащихся о грамматическом разнообразии синтаксических позиций, вводимых словом как (и синонимичными ему словно, точно, будто, как будто);
2) совершенствовать навык разграничения этих позиций;
3) совершенствовать навык постановки знаков препинания в конструкциях с как;
4)показать значение конструкций с как как одного из ярких изобразительно- художественных средств.
Оборудование:компьютер, мультимедийная презентация, тетрадь на печатной основе, ЛСМ, раздаточный материал, учебник русского языка для 9 класса
Ход занятия
1 этап . Организационный( до 1 минуты)
Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к занятию, организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организует внимание, доброжелательный настрой учеников, приглашает к сотрудничеству.
- Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнитесь гостям, друг другу и мне. Итак, мы начинаем…
1. Внутренне организуются, мобилизуются на работу.
2 этап. Ориентировочно-мотивационный (до 9 минут)
Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к систематизации знаний о грамматическом разнообразии синтаксических позиций, вводимых словом как, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Педагогическая задача: актуализировать опорные знания, сформировать познавательные мотивы, создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и её результаты.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
2. Задаёт неоднозначные вопросы.
Быть или не быть тёплой весне?
Быть или не быть лёгким экзаменам?
Быть или не быть запятой в конструкциях с как?
2.1. Объявление темы урока. Мотивация и запись в тетрадь
2.2. – Что мы должны знать и что должны уметь к концу нашего урока?
(Слайд 3-4)
2.3. Озвучивает эпиграф к уроку, задаёт вопросы по нему.
Едва ли какой другой язык мира обладает таким богатством речевых оборотов, как язык русский
В.В. Виноградов
2.4.Предлагает рассказать правило постановки запятой перед как по ЛСМ, составленной самими учащимися к уроку.
Просит проиллюстрировать ЛСМ примерами из домашнего задания. (Случаи по выбору учителя)
2.5.Камнем преткновения являются фразеологизмы. Назовите известные вам фразеологизмы.
2.6. Предлагает восстановить фразеологизмы:
Побледнел как … Здоров как…
Всё идёт как ... Свеж как…
Упал как … Красный как…
Льёт как … Мечется как…
Вертится как … Отвечать как
2.7. Предлагает расставить знаки препинания в предложениях:
1.Современный рынок в Беларуси…как и всякое явление… развивается через противоречия.
2.Несмотря на то, что Беларусь идёт к рынку, для многих людей сегодня…как и несколько лет назад…он остаётся абстрактным понятием.
3.Вывоз капитала может осуществляться …как в предпринимательской форме, так и в виде ссудного капитала.
4.Государственный бюджет выступает …как центральное звено финансовой системы и основной финансовый план страны.
5.Дефицит в сфере экономики проявляется …как превышение расходов над доходами в государственном бюджете.
6.Судьба Беларуси …как крупной державы … не может не волновать политиков разных стран.
7.Культура исследуется целым рядом наук …как социальное явление.
8.Национальной науки нет …как нет и национальной таблицы умножения
9.Аудиторские службы располагают … как правило … высококвалифицированными юристами и экономистами различного профиля.
10.По мнению белорусских учёных, этот провал не что иное … как угасший вулкан.
2. Хлопают, если не могут однозначно ответить.
2.1. Записывают в тетрадях на печатной основе фамилию и тему занятия.
2.2. Формулируют, что должны знать и уметь к концу урока.
Проверяют сформулированные ими задачи.
2.3. Анализируют эпиграф, отвечают на вопросы, дают информацию об авторе слов.
2.4. Рассказывают правило, иллюстрируют материал ЛСМ примерами из домашнего задания.
2.5. Называют фразеологизмы.
2.6.Выполняют задание, проверяют по ключу, считают накопительный балл.
2.7. Выполняют задание, проверяют по ключу, считают балл.
3 этап. Операционно-познавательный (до 25 минут)
Цель этапа (планируемый результат): правильность и осознанность основного содержания учебного материала, познавательная активность учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию взаимодействия.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
3. Предлагает соотнести предложения, расставить знаки препинания.
1.Едва зайдет солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта , все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.
2.Был лес как сон и снег как сон.
3.Местные жители указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.
4.Записные книжки Ильфа, дневники Пришвина существуют как интересный жанр.
5.Анна Сергеевна не снилась ему, а шла с ним всюду как тень и следила за ним.
6.Я как офицер и дворянин ни в какую службу к Пугачеву вступать не могу.
7.Вы как говорится наступили на мою самую любимую мозоль, и вот я начинаю волноваться и немного сердиться.
8.Море ревело как рассерженный зверь , и рев этот был слышен издалека.
9.Кругом как нарочно не было ни души.
10.Есенин “как последний поэт деревни” хорошо знал крестьянскую жизнь.
3.1.Предлагает сделать вывод по синтаксическим функциям конструкций с как
Физкультминутка
3.2. Эксперимент
Исследуя предложение методом грамматического и смыслового анализа, решить проблему: быть или не быть запятой в данном предложении:
Он работал __как батрак.
3.3. Мозговой штурм. Предлагает ответить на вопрос:
Для чего используются конструкции с как в художественных текстах?
3.4. Предлагает работу с текстом. Расставить знаки препинания и выполнить задания по тексту.
3. Выполняют задание, проверяют по ключу, считают балл
3.1. Анализируют предложения, делают вывод.
Снимают напряжение, переключаются с одного вида деятельности на другой.
3.2. Анализируют предложение, делают вывод.
3.3. Аргументированно отвечают на вопрос.
3.4. Выполняют задания по тексту, проверяют по ключу, считают балл.
По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, пробежали перекати-поле, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье, и Егорушка видел, как два перекати-поля столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как в поединке.
У самой дороги вспорхнул стрепет. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону, и долго еще было видно его мелькание.
А вот, встревоженный вихрем, не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы. От этого его перья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид.
Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же как ни в чем не бывало, ни на что не обращая внимания, равнодушно долбили своими толстыми клювами черную землю.
За холмами совершенно как выстрел прогрохотал гром, подуло свежестью.
Хорошо, если бы брызнул дождь!
Но невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала ветер и воздух, уложила пыль, и опять, как будто ничего не было, наступила тишина. Облако спряталось как можно дальше к краю неба, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл, и одни только встревоженные чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу.
4 этап. Контрольно-коррекционный (до 7 минут)
Цель этапа ( планируемый результат): выполнение тестового задания, обнаружение своих ошибок, затруднений, коррекция их.
Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
4. Предлагает выполнить тестовую работу на проверку качества усвоения материала.
4. Выполняют тестовую работу, осуществляют взаимопроверку, считают балл.
5 этап. Рефлексия (до 3 минут)
а) Собственно рефлексия.
б) Подведение итогов занятия: выставление отметок, запись домашнего задания
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
5. Предлагает заполнить « оценочную таблицу» по ходу всего урока.
5.1. Предлагает определить уровень, на котором они находятся.
5.2. Предлагает выставить отметки в дневник и записать домашнее задание.
5.3. Предлагает ответить на вопросы:
To be not to be: that is the question
Быть или не быть тёплой весне?
Быть или не быть лёгким экзаменам?
Быть или не быть запятой в конструкциях с как?
5.4. Просит вывесить свой балл на шкалу учебных достижений, которая находится на доске.
5. Заполняют «оценочные листы» по ходу всего занятия.
5.1. Подсчитывают общий балл, определяют свой уровень.
5.2. Выставляют отметку в дневник, записывают домашнее задание.
5.4. Вывешивают на шкалу учебных достижений полученные результаты.