kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы подчинительной связи в ССЧ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- изучениенового с использованием интерактивной доски.

Просмотр содержимого документа
«Типы подчинительной связи в ССЧ»

Урок разработала учитель русского языка и литературы МБОУ «ЛИЦЕЙ №3»г.Липецка

Корнева Галина Александровна.

Типы подчинительной связи в словосочетании (8 класс по УМК под ред. Львова)

Оборудование : интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

Цель урока:  изучить , систематизировать, закрепить знания о способах

связи слов в словосочетании.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Задачи урока:

  • Образовательные: 

- повторение и обобщение знаний учащихся о   словосочетании;

- отработка умения выделения ССЧ из предложения;

 -  закрепление навыков правописания;        

- обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

- развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

- развитие познавательной самостоятельности;

- овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

- воспитание ответственности за качество своих знаний;

- воспитание любви к родному русскому языку.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и эстетических ценностей.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме; контроль и оценивание своих действия как по результату, так и по способу действия.  

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения , включающие установление причинно-следственных связей.

Методические приемы : объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ схемы), репродуктивные (работа с учебником), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом), самоконтроль и самопроверка материала), свободное письмо, таблица «ЗХУ», объединение информации в блоки, синквейн.

Формы работы: парная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- стремиться к совершенствованию собственной речи;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость полученных знаний.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

-самостоятельно формулировать тему;

-сравнивать и анализировать, выделять главное;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.

3. Предметные результаты:

 систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;

- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Использованные технологии: развитие критического  мышления через чтение и письмо, информационно- коммуникационная.



1. Организационный момент.

Человек так устроен, что чем бы он ни занимался, хочет добиться успеха, только тогда он ощущает удовлетворение от своего занятия. Все мы хотим успеха. А чтобы успех был на уроке, мы всегда придерживаемся следующих правил:

слышать и слушать,
– вникать и размышлять,
– анализировать и осмыслять.


Вижу, что вы готовы к работе. Мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

Начнем наш урок с орфографических вихрей

- С какими орфограммами вы будете работать? ( 1 вихрь-проверяемые гласные,2- чередующиеся)

Добавьте по 2 примера в каждый вихрь

С какими единицами языка мы работали? ( словом) . Какой раздел лингвистики изучает слово?

С каким разделом науки о языке мы познакомились на предыдущем уроке?

Что изучает синтаксис?

Вспомним , что мы знаем о ССЧ? ( проверка Д/З, упр . 126 )

Спорый дождь (именное) - льется отвесно, сильно, приближается с шумом

Грибной дождь - сыплется из туч, сыплется сонно

Слепой дождь - идущий при солнце, сверкающие капли, сверкающие на солнце.

Назовите виды ССЧ по морфологическому признаку.

Творчески представить информацию о ССЧ.

Индивид. проект о ССЧ ( групповая работа).

3.  Заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» .( работа с маршрутнам листом)

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

 Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

 

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

Ответы учащихся:

-Прочитал в учебнике, книге.

-Слышал раньше от учителя.

-Узнал от одноклассника

Угадай слово ( слайд 2)

Словарная работа. (определение сюжетной линии урока, повторение орфографии словарного слова, развитие речи учащихся)

Угадай слово( слайд 2)

- Перед вами – набор букв. Переставив буквы местами, вы получите слово.

(Нажимаем на кнопку start – на экране появляются шарики с буквами. Для получения слова из букв применяется прием перетаскивания. В случае, если учащиеся не могут определить зашифрованного слова, следует нажать на кнопку сlue, и тогда появится подсказка – лексическое значение слова)

(искусство) –

Какие виды искусств вы знаете? (танец, музыка, живопись, литературное творчество)

- Какая орфограмма встречается в слове искусство? Составьте ССЧ с данным словом ( глагольное, именное)

- Какова роль искусства в обществе?

- Известный советский писатель Константин Тренев , получивший в 1941 г. премию за свое творчество, так определил роль искусства:

«Искусство воспитывает человека, развивая его мысль, пробуждая в нем высокие чувства, и направляет его к достойным действиям».

-Объясните пунктуацию в данном предложении.

- Выпишите ССЧ из предложения.

Воспитывает человека Мысль его пробуждая в нем достойным действиям

Воспитывает развивая воспитывает пробуждая высокие чувства направляет его

Развивая мысль пробуждая чувства направляет к действиям



4. Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Проверка.

 - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Учащиеся, объясняя орфограммы , озвучивают свои предложения:

1) по главному слову (глагольные : воспитывает человека, воспитывает развивая, воспитывает пробуждая, направляет к действиям . Именные: мысль его, высокие чувства, достойным действиям

2) по зависимому слову ( направляет к действиям, воспитывает человека,..)



- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

(Объединение по первому варианту уже знакомо : на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

Запишите тему нашего урока: «Типы подчинительной связи в словосочетаниях»

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке. Проводится целеполагание. Каковы цели нашей работы? ( научиться определять типы подчин .связи в ССЧ, строить ССЧ с различными видами связи)

Хочу знать

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?




- Переходим к главному источнику информации. Он поможет нам ответить на вопросы. Наш главный источник – текст § 10.

1.Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом

2. Прием Таблица «Знаю – хочу знать — узнал». (Парная работа)

Задание: Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

 - Как вы думаете, почему так называются виды связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; 

управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; 

примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) Начертите схемы ССЧ



Закрепление материала.

Физминутка «Веришь ли ты?»

Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Веришь ли ты, что…

Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «подлинное искусство» – примыкание?

Ученики: Нет, это согласование.

Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено– существительным, прилагательным,наречием.

Ученики: НЕТ.

Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Благодаря вниманию» - управление.

Ученики: Нет, это сущ. с предлогом

Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Ученики: Да.



Отработка умений и навыков

1. Работа с интерактивной доской ( фронтальный опрос)

Предположите : какова цель нашей работы? Какие навыки с вами будем отрабатывать? ( умение определять типы подчинительной связи в ССЧ.)

2. Упр .137(1 и 2 группы) Тестовая работа с самопроверкой (3 и 4 группы)

(под руководством учителя)



Обратим внимание на задания ОГЭ (на столах лежат демонстрационные материалы). Найдите задание по теме нашего урока. Как оно звучит? Чтобы получить другой вид ССЧ, что мы должны сделать? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями.



Приём «Синквейн».

Обучающиеся работают в парах составляет синквейн по теме урока.

Примерный вариант, который может получиться у обучающегося.

Связь.

Главное и зависимое.

Согласуется, управляет, примыкает.

Научился определять вид связи.

Словосочетание.



Стадия рефлексии

 - Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?

Этапы:

1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения;

2) при помощи работы с таблицей самостоятельно находили ответы на вопросы;

3) закрепляли знания через применение их на практике.



Оцените свою работу на уроке.



Д/З Разноуровневые задания смотри слайд№ 9





























Вариант 1

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) спросил друга б) под раскидистой черёмухой

в) впервые услышал г) мокрые от дождя

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) с лёгким отливом б) едва уловимая

в) склонила ветви г) осторожно перелистывает

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) уже пробилась б) тусклый от пыли

в) выпустит на волю г) ливневые дожди

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) обещал проверить б) не узнаешь тайны

в) птичья суета г) времена года

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) в прошлом году б) богат цветами

в) повсюду раздаётся г) моя семья

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) до конца месяца б) окружала опушку

в) плывущие облака г) возвращается домой

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) напитавшись водицы б) два рубля

в) с ярким пятном г) проходит быстро

8. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) высокие уступы б) рождение листвы

в) заметные издалека г) долго спать

9.Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) вредным насекомым б) энергично ловил

в) уловимая глазом г) потянет к земле



Вариант 2

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) веточки берёз б) очень много

в) другие растения г) окружённый рябинником

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) собираются вместе б) каждое утро

в) с громким стуком г) половина мая

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) скошенные поля б) раньше прилетали

в) на высоком обрыве г) наблюдал за утками

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) особенно живописно б) силуэты деревьев

в)лишённые растительности г) в такую погоду

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) второго клиента б) забавно грызёт

в) образуя островки г) никак не обойтись

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) начинают играть б) плотного тумана

в) взбираются на мостик г) с приходом лета

  1. Укажите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

а) семейство слонов б) наша знакомая

в) здесь остался г) далеко от дома

  1. Укажите словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

а) стволы сосен б) одним детёнышем

в) растут рядом г) старший слонёнок

  1. Укажите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ.

а) дословно перевели б) высушивает землю

в) угрожающе хлопали г) следующая весна






Ответы:

Вариант 1

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Б

А



Вариант 2

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

В

Г

В

А

В

Б

В

А

Г












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Типы подчинительной связи в ССЧ

Автор: Корнева Галина Александровна

Дата: 28.03.2018

Номер свидетельства: 464054

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства