kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы по теме : "Устный журнал как средство формирования у младших школьников первоначальных представлений о нормах речевого этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы по теме : "Устный журнал как средство формирования у младших школьников  первоначальных представлений о нормах речевого этикета" разработаны с целью краткого описания проделанной работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы по теме : "Устный журнал как средство формирования у младших школьников первоначальных представлений о нормах речевого этикета"»

Устный журнал как средство формирования у младших школьников

первоначальных представлений о нормах речевого этикета

Сидорова И.В.,

студентка 4А группы

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах


Умение говорить красиво, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, Д.Б. Эльконин, и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Между тем исследования доказывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет.

При изучении психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия между необходимостью формирования представлений младших школьников о нормах речевого этикета и недостаточной степенью разработанности эффективных средств их формирования; между достаточной теоретической освещенностью вопросов о речевом этикете и низким уровнем сформированности этикетно-речевых умений младших школьников.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как отобрать содержание для устного журнала, чтобы обеспечить процесс формирования представлений младших школьников о нормах речевого этикета.

Объект: процесс формирования представлений о нормах речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе.

Форма: устный журнал, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о нормах речевого этикета.

Цель: выявить возможности устного журнала в формировании у младших школьников первоначальных представлений о нормах речевого этикета, подобрать сценарии устных журналов.

Задачи:

1) охарактеризовать основные теоретические понятия: речевой этикет, культура речевого этикета, составляющие речевого этикета, этикетные ошибки, этикетная роль, этикетные ситуации, этикетные жанры, этикетные формулы.

2) определить сущность устного журнала как одного из путей формирования представлений у младших школьников норм речевого этикета.

3) проанализировать возможности школьных программ и УМК с точки зрения направленности на формирование представлений у учащихся о нормах речевого этикета.

4) отобрать диагностический инструментарий для уровня сформированности первоначальных представлений о нормах речевого этикета у младших школьников.

Одним из предметных результатов по русскому языку, предъявляемых ФГОС является овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Следовательно, одной из задач учителя становится формирование первоначальных представлений о нормах речевого этикета у младших школьников.

Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: "Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности".

С. Ильинский определяет речевой этикет, как правила речевого поведения, система "вежливых" словесных формул и выражений в определенных ситуациях общения, имеющих свою специфику в разных национальных культурах и ментальностях».

Авторами словаря Культура речевого общения: этика, прагматика, психология» Романовой Н.Н., Филипповым А.В. дается такое понятие: «Речевой этикет - это речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения, во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически».

Савенкова Л.Б. рассматривала речевой этикет, как этический аспект культуры речи.

М. Стельмахович отмечал, что «под речевым этикетом понимаем установленные нормы поведения говорящих, правила вежливости при общении».

Я. Радевич-Винницкий утверждал, что «речевой этикет - это совокупность словесных форм вежливости, принятых в определенном кругу людей, в определенном обществе, в определенной стране»

Таким образом, речевой этикет-это, прежде всего правила, нормы речевого поведения, установленные обществом, система формул и выражений в определенных ситуациях общения.

На уроках русского языка у младших школьников формируются нормы речевого этикета, но количество часов не большое и упражнений, направленных на развитие речевых умений недостаточно. Необходимо организовывать внеклассную работу. Одной из форм внеклассной работы является устный журнал. Устный журнал — своеобразная форма работа по моральному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до учащихся важную информацию.

Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими учащимися.

Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано экспонатами, диафильмами, короткометражными фильмами, магнитофонными записями и т.п.

Проведение устного журнала требует организаторских умений со стороны классного руководителя. Он должен вызвать у учащихся интерес к этой работе, желание подготовить и провести журнал.

Таким образом, устный журнал дает возможность учащимся самим разработать и провести журнал, это способствует развитию коммуникативных умений, так как дети между собой взаимодействуют, так же навыков сотрудничества и развитие самостоятельности. Устный журнал – это форма творческая, поэтому с помощью его можно формировать первоначальные представления о нормах речевого этикета у младших школьников.
















Список литературы:


  1. Культура русской речи: учеб. Для вузов / под ред. JT.K. Граудиной, Е.Н.Ширяева. - М.: НОРМА, 2001.

  2. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. М.: Аркти. 2005.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М.:Советская энциклопедия.1990.

  4. Львов М.Р. Речевое развитие человека / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - № 6.

  5. Радевич-Винницкий Я. Этикет и культура общения. Львов: СПОЛОМ. 2001.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидорова Ирина Владимировна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства