1)дать понятие о правописании сложных слов с первым корнем пол- и полу-;
2)формирование навыков правописания сложных слов с первым корнем пол- и полу-;
3)развитие чувства
Оборудование: презентация к уроку и раздаточный материал.
Ход урока.
Тренировка речевого аппарата.
Ученики выбирают одну скороговорку и повторяют быстро 3 раза.
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.
Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.
II.Обобщение изученного о способах образования существительных в русском языке.
Ответить на вопрос: «Какие способы образования слов вы знаете?» - Приставочный (внук → правнук), суффиксальный (учить → учитель),приставочно-суффиксальный (окно→подоконник), бессуффиксальный (выходить →выход), сложение (везде ходить →вездеход), переход из одной части речи в другую (мы купили мороженую (прилагательное) рыбу – мы купили мороженое (существительное).
Распределить существительные столбиком по способу образования:суперъяхта, безбилетный, диван-кровать, ультразвук, пригородный, читатель, музыкант, Подмосковье, овощехранилище, белизна, рыбозащита.
Ответ.
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
сложение
суперъяхта, ультразвук
читатель,
белизна,
музыкант
пригородный, Подмосковье, безбилетный
овощехранилище, рыбозащита,
диван-кровать
.Музыкальная пауза.
Ученики встают, подтягиваются потом усаживаются на свои места и слушают, закрыв глаза, музыку под чтение рассказа М.Пришвина «Живительный дождик».
Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.
Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Правило Оли и еще кое-что».»
Тема урока: «Правило Оли и еще кое-что».
Цели:
1)дать понятие о правописании сложных слов с первым корнем пол- и полу-;
2)формирование навыков правописания сложных слов с первым корнем пол- и полу-;
3)развитие чувства
Оборудование: презентация к уроку и раздаточный материал.
Ход урока.
Тренировка речевого аппарата.
Ученики выбирают одну скороговорку и повторяют быстро 3 раза.
У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.
Снега лавина сползла с половины,
Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины
Лежит на пологой горе до поры.
II.Обобщение изученного о способах образования существительных в русском языке.
Ответить на вопрос: «Какие способы образования слов вы знаете?» - Приставочный (внук → правнук), суффиксальный (учить → учитель),приставочно-суффиксальный (окно→подоконник), бессуффиксальный (выходить →выход), сложение (везде ходить →вездеход), переход из одной части речи в другую (мы купили мороженую (прилагательное) рыбу – мы купили мороженое (существительное).
Распределить существительные столбиком по способу образования:суперъяхта, безбилетный, диван-кровать, ультразвук, пригородный, читатель, музыкант, Подмосковье, овощехранилище, белизна, рыбозащита.
Ответ.
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
сложение
суперъяхта, ультразвук
читатель,
белизна,
музыкант
пригородный, Подмосковье, безбилетный
овощехранилище, рыбозащита,
диван-кровать
III.Музыкальная пауза.
Ученики встают, подтягиваются потом усаживаются на свои места и слушают, закрыв глаза, музыку под чтение рассказа М.Пришвина «Живительный дождик».
Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.
Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.