Цель: сформировать у учащихся умение объяснить лексическое значение слов с использованием словаря; употреблять слова в зависимости от их значения, развивать творческую фантазию.
Оборудование: раздаточный материал, словари.
Ход урока
1. Рассказ учителя о С.И.Ожегове и его словаре.
(учащиеся в тетрадях составляют хронологическую таблицу по биографии С.И.Ожегова).
Имя профессора Сергея Ивановича Ожегова широко известно далеко за пределами специальной филологии. Созданный им однотомный «Словарь русского языка»- самый популярный из имеющихся толковых словарей современного русского языка. С поколением ушли последние представители Серебряного века русской культуры, к которым принадлежал С.И.Ожегов.
Ожегов- фамилия уральская. Она происходит от слов «ожег»(ударение на «о»). так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности. Ожегов говорил, что его род происходит от одного из демидовских крепостных, которому чудом удалось спастись из затопленных подвалов Невьяновского завода. Родился Сергей Иванович на рубеже нашего века, в сентябре 1900 года, в фабричном поселке Каменное Тверской губернии. Его отец Иван Иванович работал там инженером на новой большой бумажной фабрике Кувшиновых. Любопытно, что в 1949 году первое издание ожеговского словаря напечатали на кувшиновской бумаге.
О своем детстве и ранней молодости Сергей Ожегов рассказывал мало, поэтому о его гимназических годах известно немного. Учился он в Санкт- Петербургской 5й гимназии. Гимназия находилась на Екатерингофском проспекте у его пересечения с Английским проспектом. За примерное поведение и отличные успехи был награжден книгами.
Бегал Сергей в гимназию со своим одноклассником Вячеславом Петровым. Дорога была интересной, по Английскому мостику, через Фонтанку, и дальше мимо Покровской площади. На Фонтанке с ранней весны до поздней осени стояли баржи с дровами и с глиняной посудой. К осени вдоль всей набережной вырастали бесконечные поленницы дров. Ими топился весь Петербург.
На Покровской Площади стояла красивая церковь, перед ней шумел небольшой базарчик. Одноногая шарманка играла «Разлуку».
Облик Петрограда времен ожеговского детства был не похож на современный. Граница города проходила сразу за Путиловским заводом. На островах стояли загородные дачи. Не было асфальта, не было автомобилей, не было светофоров, радио, метро- большинство того, без чего невозможно представить сейчас нашу жизнь. В центре мостили «торцами». По ним неслышно цокали лошадиные копыта и мягко катились колеса экипажей.
Все обычные улицы и площади имели булыжные мостовые из округлых камней- булыжника.
Во время дождя посередине улиц бежали ручьи, стекая в многочисленные речки и каналы. Основным видом транспорта были лошади. На извозчиках и в собственных экипажах ездила «чистая публика», грузы развозили на «ломовиках».
К переезду Ожеговых из Каменного произошла революция в городском транспорте: по Невскому начал ходить трамвай. Трамвай быстро вытеснил конки. Одновременно появились и первые автомобили. Жизнь шла своим чередом.
2. Лексико- семантическая работа.
По толковому словарю С.И.Ожегова выяснить толкование слов:
1. Поленницы дров- дрова, уложенные друг на друга правильными рядами.
2. Мостили торцами- торец- брусок поперечного разрезанного бревна для мощения улиц.
3. Ломовик-(разг.). Ломовой извозчик. Ломовой- перевозящий тяжести.
4. Конка- городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги.
3. а) Перескажите устно отрывок и дайте заголовок текста.
б) Сформулируйте основную мысль прочитанного. (Воссоздание Петербурга прошлого).
4. Беседа по тексту.
- Почему мало известно о гимназических годах Ожегова?
-Что известно о гимназии ученого?
- Чем интересна дорога в гимназию?
- Чем отличался Петроград Ожегова от нынешнего современного города?
- Какие изменения произошли в городском транспорте