Просмотр содержимого документа
«Тема: «Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий».»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 17 имени героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло
Конспект урока по русскому языку
в первом классе
Тема: «Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий».
Подготовила учитель начальных классов:
Кулагина Светлана Алексеевна
Тема: «Знакомство со схемой звукового состава слова. Проведение параллельных линий».
Цели: познакомить со схемой звукового состава слова; способствовать развитию зрительного восприятия.
Предметные: знаютосновные звуки речи; умеют различать звучание и значение слова; выделять изолированный звук; определять последовательность звуков в слове, место звуков в слове ; составлять схему звукового состава слова; проводить параллельные (прямые наклонные) линии; получат возможность
научиться интонационно выделять звук в слове.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – наблюдение за звуковым составом слов, интонирование звуков; логические – анализ звукового состава слова, моделирование звуковой схемы слова.
Регулятивные: научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.
Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.
Ход урока
I. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Постановка цели урока.
– Отгадайте загадки:
Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник.)
Крепкий деревянный дом
С круглым окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки.
(Гнездо.)
Курица — на курице,
А хохол — на улице.
(Изба.)
– Что объединяет эти предметы? (Это дома для птиц, людей, насекомых.)
– Звери, птицы, люди строят себе дома, а мы на уроке будем учиться строить домики для слов. Эти домики будем называть схемами слов.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику.
– Рассмотрите картинку в учебнике. Что кричит девочка? («Ау!»)
– Произнесите это слово хором. Потяните первый звук в слове. ([ааааау].)
– Назовите первый звук. ([а].)
– Сейчас я буду рисовать комнату для этого звука.
На доске желтым цветом □.
– Потяните следующий звук. ([аууууу].)
– Назовите этот звук. ([у].)
– Сколько звуков в слове «ау»? (2.)
– Я нарисую рядом с первой комнатой – вторую, для звука [у].
Рядом еще один □ – желтым цветом.
– Мы построили домик для слова «ау». А теперь научимся читать это слово по схеме. Я буду вести по доске указкой; на какую комнату покажу, тот звук и поете.
Учитель ведет указкой по схеме и поет звуки вместе с детьми: [ааа] – [ууу].
– Кто сможет сам прочитать это слово?
– А теперь я покажу одну комнату, а вы спойте звук, который в ней живет.
– У нас на доске получился звуковой дом. Но чтобы звуковые дома получались красивые и прочные, нужен строительный материал – фишки желтого цвета. Каждая фишка – комната для звука.
2. Работа с фишками .
– Приступаем к строительству слова «ау». Возьмите в руку одну фишку – это комната для первого звука. Сейчас мы будем «ловить» первый звук. Для этого надо произнести слово так, чтобы этот звук был слышен.
– Мы поймали звук [а]. Все слово разобрали? В нем есть еще звуки? Возьмем комнату-фишку для второго звука. Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук: «Ауууу».
– Что получилось? (Ау.)
3. Нахождение места звуков [а], [у] в словах.
– Помогите каждому звуку пропеть его песенку. Найдите слова с одинаковыми звуками. (Ухо, жук, гусь, луна, арбуз. Лиса, луна, арбуз.)
– Какие слова встретились в первой и во второй группе? (Луна, арбуз.)
– У какого слова самый длинный домик-схема? (У слова «арбуз».)
– Сколько звуков в этом слове? Посчитайте комнаты в домике-схеме. (5 звуков.)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
4. Работа в прописи .
– Жили на свете три поросенка. Были они кругленькие, маленькие, с одинаковыми хвостиками. Отгадайте, как их зовут?
Три весёлых поросенка по лесу гуляют, Как прогнали злого волка, песню распевают. Посчитай их: раз, два, три. Имена их назови.
Дом построил из соломы –
Волк раздул его хоромы,
Оттого что был ленив Братец старшенький ... (Ниф-Ниф).
Сучья, ветки, листья, мох Разметал по лесу волк, Щёки серые раздув. Потерял свой дом ... (Нуф-Нуф).
Из камней построил дом, Серый волк не страшен в нем. Острый ум и добрый нрав – Это третий брат ... (Наф-Наф).
С.Черемисина
– Поросятам нужна ваша помощь. Рассмотрите рисунки в прописи. Какие линии нужно начертить? (Прямые линии.)
– На уроке мы будем тренироваться в проведении прямых наклонных линий. Кого поселим в первый домик? (Наф-Нафа.)
– Постройте ему два домика. Раскрасьте тот домик, который вам больше всех нравится. В нем и поселится Наф-Наф.
– Домики готовы, но что-то наши поросята загрустили. Оказывается, маленьким поросятам скучно жить по одному в своих домиках. Решили поросята повеселиться в домике-крепости. Ребята, нарисуйте дом для братьев-поросят.