2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | -Каждый из вас пришёл в школу с определённой целью. - С какой? Начнём сегодня с того, что определим, что мы знаем и что хотим узнать. --Посмотрите в таблицу, отметьте знаком + те вопросы, на которые можете дать ответ. -Отметьте ! то, что не знаете. Проверка Какие темы не вызвали у вас затруднения? Что вы знаете о предложении? Составьте предложение из данных слов. Запишите. по пушистые заяц поляна прыгал Выделите грамматическую основу предложения. Охарактеризуйте данное предложении: - по цели; - по интонации; - по наличию главных членов; - по наличию второстепенных членов. Что вы знаете о тексте? Работа в парах. Прочитайте записи на карточках. Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом. Настyпила зима. Дети играли в мяч. Бабyшка хлопочет на кyхне. Настyпила зима. Выпал снег. Лес затих. Вывод. Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу. | Работают с таблицей. Приложение 1 | Знаю | Не знаю | Хочу узнать | Узнал | Что такое предложение? | | | | | Что такое текст? | | | | | Что такое тема и главная мысль текста? | | | | | Обучающиеся заполняют таблицу. Соотносят свои знания и незнания. Дети составляют и записывают предложение в тетрадь. Выделяют грамматическую основу предложения. Дают характеристику предложения - по цели; - по интонации; - по наличию главных членов; - по наличию второстепенных членов. Работа в парах. Приложение 2 Настyпила зима. Дети играли в мяч. Бабyшка хлопочет на кyхне. Настyпила зима. Выпал снег. Лес затих. Обучающиеся делают вывод. Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи все предложения о разном. В первой записи отдельные предложения, а во второй – текст. | Оценивание вы-полнения собст-венной работы Понимание значимости совместной учебно-познавательной деятельности. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). 5. Первичное закрепление во внешней речи. | Организовать представление о цели, конечном результате и способе деятельности Организовать формулировку проблемы Включить обучающихся в практическую деятельность. Организовать предъявление полученных результатов. Организовать выполнение задания по закреплению знаний. | -На какой вопрос не смогли дать ответ? Затрудняетесь? -Почему? -Хотите изучить, узнать? - Поставьте знак ? в столбце «Хочу узнать» Тема нашего урока? Тема. Главная мысль текста. Поставьте задачи на урок: -Будем учиться определять тему и главную мысль текста. Прочитайте, пожалуйста, запись на слайде. Определите цель высказывания (речевую задачу) в предложениях. Работа со словарным словом Что вы можете рассказать об этом слове. А теперь загляните в этимологический словарик. Что нового для себя узнали? Найдите в этом тексте восклицательные предложения, определите тип предложения по цели высказывания. Ребята, если из этой записи убрать цифры, получиться текст? На какую тему? - Какова цель (речевая задача) этого текста? Ради чего автор написал этот текст? Какое название ему можно дать? Вывод: Что такое тема текста? Что такое главная мысль текста? Выпишите из текста предложения, которые являются главной (основной) темой текста. Укажите орфограммы . Заголовок- это как бы «Реклама» текста, по которой можно узнать о содержании текста. Сейчас я буду называть заголовки разных стихотворений, а вы по ним - определяйте, о чем или о ком сам текст. «Метель»?. « Маленький Петя»?.. «В лесy»?.. «Цапля»?... «Эх!»?.. «От добра добра не ищут»?.. Почему не получается определить о ком или о чем пойдёт речь? Заголовок только отражает тему, какую-то ее сторону, часть. Мы читаем заголовок и только предполагаем, о чем текст, а уточняем тему текста, когда прочитываем полностью. Работа в группах. Работа по учебнику с. 116, упр.90 Прочитайте текст Л. Н. Толстого. Подумайте, почему же автор выбрал именно этот заголовок? Ради чего автор написал эту историю? Главная мысль этого текста? Запишите заголовок – пословицу. | Работают с таблицей. Приложение1 Определяют задачи урока. Слайд 1 Работа с текстом Слайд 2 Обучающиеся делают вывод. Что такое тема текста? Что такое главная мысль текста. Работают с этимологическим словарём в учебнике. Слайд 3 Выписывают из текста предложения, которые являются главной (основной) темой текста. Решают орфографическую задачи Слайд 4 Высказывают своё мнение, делают предположение, вступают в дискуссию. Затрудняются определить тему только по названию. Делают вывод о том, что только названия бывает недостаточно для определения темы, нужно прочитать весь текст. Слайд 5 Работа в группах. Работа по учебнику с. 116, упр.90 Читают текст Л. Н. Толстого. Обсуждают, почему же автор выбрал именно этот заголовок? Ради чего автор написал эту историю? Определяют главную мысль этого текста. Работают в тетрадях, Записывают заголовок – пословицу. | Самостоятельное определение темы и цели урока. Формулировать учебную задачу. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности. Умение работать в малой группе; задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея-тельности и сотрудничества с партнером. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль 6. Рефлексия деятельности (итог урока). 7. Домашнее задание | Создать условия, в которых каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, в чём затрудняется. Уметь обобщать, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников. | Организовывает самостоятельную работу обучающихся по определению темы и основной мысли текста. Организовывает работу по самопроверке и самооценке. Прочитай текст. Целебная сила зимы. Велика целебная сила свежего,чистого,морозного воздyха.В нем нет микробов.Мороз бодрит и освежает.Лица людей розовеют.Походка под скрип снега становится более легкой.Настроение yлyчшается.Не зря говорят:»Лето-для дyши, зима-для здоровья!» А) Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста). 1.В тексте говорится о зиме. 2. В тексте говорится о здоровье. 3. В тексте говорится о том, как зима влияет на человека. Б) Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста. -Давайте вернёмся к таблице. -Какую цель ставили? Что хотели знать? -Узнали? Можете поставить + в графе «Узнал». С 117 № 93 Творческое задание: Составить два небольших текста , выразив в них разное отношение к зиме. | Читают текст. Приложение 3 Выполняют задания. Определяют тему текста, главную мысль текста. Осуществляют самопроверку по эталону. Оценивают выполнение работы. Завершают работу по таблице. Анализируют свою деятельность. Высказывают свои мнения, доказывают. Оценивают свою успешность на уроке, рефлексия в «цвете»: - всё получилось (зеленый цвет); - получилась, но есть небольшие ошибки (желтый); - у меня не получилось, нужно ещё раз повторить (красный). Слайд 7 Слайд 8 | Применение полученных знаний в практической деятельности. Понимание значимости учебно-познавательной деятельности. Умение провести рефлексию своих действий на уроке. |