kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: СПП с придаточными присоединительными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предлагает материал по закреплению навыков определения СПП с придаточными присоединительными. Также подобранный материал поможет повторить все типы придаточных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕСУРС 1,2»

Памятка о СПП с придаточными изъяснительными

1. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей,

 т. е. соответствуют дополнению;
2. Придаточные изъяснительные в главном поясняют сказуемое;
3. Прикрепляются к главному союзами, союзными словами и частицей -ли;
4. Частица ли употребляется в значении союза, когда надо передать смысл вопросительного предложения;
5. СПП с придаточными изъяснительными построены как предложения с косвенной речью (передача чужой речи в измененном виде);
6. Косвенные сообщения передаются с помощью союзов что, как, будто; косвенные побуждения — с помощью союза чтобы; косвенный вопрос — с помощью частицы ли и союзных слов;
7. Могут употребляться указательные слова — местоимения то, те



------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Памятка о СПП с придаточными определительными

1. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? (соответствуют определению);
2. Придаточные определительные всегда стоят после главной части;
3. В главной части они поясняют одно слово — существительное;
4. В главной части могут употребляться указательные слова, которые служат для выделения определительного существительного;
5. В СПП с придаточными определительными используются только союзные слова (который, какой, что, где, когда и др.). Все союзные слова можно заменить одним из них — который;
6. Местоименно — определительные придаточные — разновидность определительных.

Отличие: а) вместо существительного в главном поясняется местоимение (тот, каждый, весь и др.);

б)местоименно-определительное придаточное может стоять до и после главной части;

в) отвечают на вопрос кто именно?, что именно?





Просмотр содержимого документа
«Ресурс 3»

Определить тип придаточных. 1. Честность и верность – это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать. 2. Кто вам сказал, что сильные не плачут, когда на них обрушится тоска… Они в душе настолько слёзы прячут, что слабым и не снилось никогда. 3. Когда слёзы текут сами - значит, душа уже не может терпеть. 4. Пусть лучше ногу жмёт ботинок, чем руку подлый человек. 5. К сожалению, не всегда понимаешь, что не во все закрытые двери надо стучать и что не во все открытые - заходить. 6. Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё потеряно. 7. Самая страшная инфляция – когда люди дешевеют быстрее денег. 8. Ухоженный вид, грамотная речь и воспитание – вот то, что всегда будет в моде. 9. Помогайте людям, даже если вы знаете, что они не могут помочь вам. 10. Славен и велик тот, кто вовремя прикусил язык. 11. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

Определить тип придаточных. 1. Честность и верность – это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать. 2. Кто вам сказал, что сильные не плачут, когда на них обрушится тоска… Они в душе настолько слёзы прячут, что слабым и не снилось никогда. 3. Когда слёзы текут сами - значит, душа уже не может терпеть. 4. Пусть лучше ногу жмёт ботинок, чем руку подлый человек. 5. К сожалению, не всегда понимаешь, что не во все закрытые двери надо стучать и что не во все открытые - заходить. 6. Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё потеряно. 7. Самая страшная инфляция – когда люди дешевеют быстрее денег. 8. Ухоженный вид, грамотная речь и воспитание – вот то, что всегда будет в моде. 9. Помогайте людям, даже если вы знаете, что они не могут помочь вам. 10. Славен и велик тот, кто вовремя прикусил язык. 11. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос. Определить тип придаточных. 1. Честность и верность – это дорогой подарок, которого от дешёвых людей не стоит ожидать. 2. Кто вам сказал, что сильные не плачут, когда на них обрушится тоска… Они в душе настолько слёзы прячут, что слабым и не снилось никогда. 3. Когда слёзы текут сами - значит, душа уже не может терпеть. 4. Пусть лучше ногу жмёт ботинок, чем руку подлый человек. 5. К сожалению, не всегда понимаешь, что не во все закрытые двери надо стучать и что не во все открытые - заходить. 6. Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё потеряно. 7. Самая страшная инфляция – когда люди дешевеют быстрее денег. 8. Ухоженный вид, грамотная речь и воспитание – вот то, что всегда будет в моде. 9. Помогайте людям, даже если вы знаете, что они не могут помочь вам. 10. Воистину тот славен и велик, кто вовремя прикусил язык. 11. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос.











Просмотр содержимого документа
«Ресурс 4»

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ



1. к ним нельзя задать вопрос

2. стоят после главного или в середине

3. присоединяются союзными словами

4. союзное слово можно заменить на –И ЭТО------------ССП

5. дополняют главное


1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?


2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.


3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в СПП с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию.

Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.



Просмотр содержимого документа
«план-конспект урока»

Левчук Л.Н.

учитель высшей категории

КГУ «Средняя школа №2»

Г. Атбасар, Акмолинской обл.

Данная разработка предлагает материал по закреплению навыков определения СПП с придаточными присоединительными. Также подобранный материал поможет повторить все типы придаточных.






Тема: СПП с придаточными присоединительными.

Цель: ученики будут совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; сведения о СПП, рассмотрят понятие о придаточных присоединительных; продолжат совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

Ход урока.

1. Оргмомент.

Повторение (инд). Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, договор, столяр, начал, начала, партер. (карточки)

2. Стадия вызова.

1. Все ученики стоят около доски называют признак СПП садятся за парту

2. Актуализация знаний. Вопросы.

3. А) индивидуально: Создать модуль «Памятка о СПП»

Проработать в парах в мини-группах  4 признака озвучить.

В) Группа №1: проработать материал «Памятка о СПП с придаточными определительными». Ресурс №1

С) Группа №2: «Памятка о СПП с придаточными изъяснительными». Ресурс №2

Д) Группа №3. (сильные ученики) Создать «Памятка о СПП с придаточными обстоятельственными».

Выступление представителей команд.

3. Знание. Применение. Определить типы придаточных. (10 предл) Ресурс №3.

4. Новая тема: запись предложения.

1. Он го­во­рил о том, (что вол­но­ва­ло его). 1.Дети ста­ра­тель­но уби­ра­ли в ком­на­те, ( что долж­но было под­нять на­стро­е­ние маме).

- Определить тип придаточных. Есть придаточные, которых мы не знаем.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ….

? Какое из 2х П можно переделать в ССП? (второе)….., и это

? союз –И- …присоединительный-------(присоединительное)

? Что мы узнали из выполненной работы?

- к придаточному присоединительному нельзя задать вопрос

- его можно трансформировать в ССП с союзом –и-

? Что ещё надо знать? Чем присоединяется? Значение?

5. ВИДЕОРОЛИК

6. Знание. Воспроизведение. Записать признаки придаточных присоединительных:

1. к ним нельзя задать вопрос

2. стоят после главного или в середине

3. присоединяются союзными словами

4. СС можно заменить на –И ЭТО

5. дополняют главное

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию.

Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

7. Применение.

Упражнение 1. 2. Ре­бя­та пошли в лес, где все­гда было много гри­бов. 2.Ре­бя­та пошли в лес, где и за­но­че­ва­ли.

3. Со­бы­тия, ко­то­рые по­сле­до­ва­ли далее, были вполне ожи­да­е­мы. 3. Поезд, что и сле­до­ва­ло ожи­дать, за­дер­жи­вал­ся.

Упраж­не­ние 2. Вы­де­ли­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния, под­черк­ни­те со­юз­ные слова как члены пред­ло­же­ния.

1. Обе де­ви­цы на­де­ли жел­тые и крас­ные баш­ма­ки, что бы­ва­ло у них толь­ко в тор­же­ствен­ные слу­чаи. 2. Он веж­ли­во по­кло­нил­ся Чи­чи­ко­ву на что по­след­ний от­ве­тил тем же. 3. Мы усерд­но го­то­ви­лись к эк­за­ме­нам вслед­ствие чего по­лу­чи­ли вы­со­кие баллы. 4. Вы успеш­но спра­ви­лись с кон­троль­ной с чем вас и по­здрав­ляю. 5. Он много читал от­че­го и по­ра­жал всех глу­бо­ки­ми зна­ни­я­ми. 6. На экс­кур­сии мы уви­де­ли и узна­ли много но­во­го и ин­те­рес­но­го зачем и по­еха­ли на нее.

Упраж­не­ние 3. Най­ди­те СПП с при­да­точ­ны­ми при­со­еди­ни­тель­ны­ми, объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние омо­ни­мич­ных ча­стей речи.

1. В след­ствии по делу Пет­ро­ва об­на­ру­жен недо­ста­ток фак­тов.

2. Вслед­ствие пло­хой по­го­ды мы не пошли гу­лять.

3. Был силь­ный мороз, вслед­ствие чего в школе от­ме­ни­ли за­ня­тия.

4. От­че­го так пла­чет Варя?

5. От чего мы долж­ны от­ка­зать­ся, чтобы найти вер­ный путь ре­ше­ния про­бле­мы?

6. Мы от­ка­за­лись от дол­гих про­гу­лок, от­че­го по­яви­лось время для до­пол­ни­тель­ных за­ня­тий.

7. Зачем от мир­ных нег и друж­бы про­сто­душ­ной всту­пил он в этот свет за­вист­ли­вый и душ­ный... (М. Лер­мон­тов.)

8. Че­ло­век дол­жен тво­рить добро, зачем и при­хо­дит в этот мир.

9. Ба­буш­ка за­бы­ла, за чем она пошла в ком­на­ту.

Упражнение 4. У доски – синтаксический разбор предложения.

[Воздух становился так редок], (что было больно дышать).

(Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что;

главное – двусост, распр, неосл, неполное;

придаточное - односост, безличное, нераспр, неосл, полное, СГС.

6. Итог. Вопросы ученикам:

  1. С какими видами придаточных познакомились?

  2. Какие придаточные предложения называются придаточными присоединительными?

  3. На какой вопрос они отвечают?

  4. Какими союзами они прикрепляются к главному?

7. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП»

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.



4


Просмотр содержимого документа
«собери СПП»

СОБЕРИ СПП. Выходят 10 человек: у одних главное П., у других – придаточное. Необходимо объединиться.

___________________________________________________________

1. Нельзя не гордиться народом…
______________________________________________________________

2. Многие люди говорят о любви к земле…
______________________________________________________________

3. Сегодня я часто встречаю так называемых патриотов…
______________________________________________________________

4. Трилогия Есенберлина «Кочевники» подводит нас к размышлению о подлинно человеческих ценностях…
______________________________________________________________

5. Мы сегодня живем в такое удивительное время…
_____________________________________________________________

1. что всячески избегают уплаты налогов, скрывают свои доходы, проявляют свою нетерпимость к людям в политике и в быту.
______________________________________________________________

2. который сумел сохранить благородство и терпимость, уважение к другим народам.
______________________________________________________________

3. где они живут, но небрежно и потребительски относятся к окружающей природе.
______________________________________________________________

4. когда наша жизнь находится в наших руках.
______________________________________________________________

5. что постепенно становятся достоянием нашей жизни.

______________________________________________________________





















ОТВЕТ

1. Нельзя не гордиться народом…2. который сумел сохранить благородство и терпимость, уважение к другим народам.
2. Многие люди говорят о любви к земле…3. где они живут, но небрежно и потребительски относятся к окружающей природе.
3. Сегодня я часто встречаю так называемых патриотов…1. что всячески избегают уплаты налогов, скрывают свои доходы, проявляют свою нетерпимость к людям в политике и в быту.
4. Трилогия Есенберлина «Кочевники» подводит нас к размышлению о подлинно человеческих ценностях…5. что постепенно становятся достоянием нашей жизни
5. Мы сегодня живем в такое удивительное время…4. когда наша жизнь находится в наших руках.





.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Тема: СПП с придаточными присоединительными.

Автор: Левчук Лидия Николаевна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(8) ""спп""
    ["seo_title"] => string(5) "spp_1"
    ["file_id"] => string(6) "382843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485181032"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(6) "спп"
    ["seo_title"] => string(3) "spp"
    ["file_id"] => string(6) "361873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479912149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства