Левчук Л.Н.
учитель высшей категории
КГУ «Средняя школа №2»
Г. Атбасар, Акмолинской обл.
Данная разработка предлагает материал по закреплению навыков определения СПП с придаточными присоединительными. Также подобранный материал поможет повторить все типы придаточных.
Тема: СПП с придаточными присоединительными.
Цель: ученики будут совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; сведения о СПП, рассмотрят понятие о придаточных присоединительных; продолжат совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.
Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.
Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;
Ход урока.
1. Оргмомент.
Повторение (инд). Расставить ударение в словах: баловать, документ, задолго, звонишь, каталог, красивее, мастерски, облегчит, усугубить, договор, столяр, начал, начала, партер. (карточки)
2. Стадия вызова.
1. Все ученики стоят около доски называют признак СПП садятся за парту
2. Актуализация знаний. Вопросы.
3. А) индивидуально: Создать модуль «Памятка о СПП»
Проработать в парах в мини-группах 4 признака озвучить.
В) Группа №1: проработать материал «Памятка о СПП с придаточными определительными». Ресурс №1
С) Группа №2: «Памятка о СПП с придаточными изъяснительными». Ресурс №2
Д) Группа №3. (сильные ученики) Создать «Памятка о СПП с придаточными обстоятельственными».
Выступление представителей команд.
3. Знание. Применение. Определить типы придаточных. (10 предл) Ресурс №3.
4. Новая тема: запись предложения.
1. Он говорил о том, (что волновало его). 1.Дети старательно убирали в комнате, ( что должно было поднять настроение маме).
- Определить тип придаточных. Есть придаточные, которых мы не знаем.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ….
? Какое из 2х П можно переделать в ССП? (второе)….., и это…
? союз –И- …присоединительный-------(присоединительное)
? Что мы узнали из выполненной работы?
- к придаточному присоединительному нельзя задать вопрос
- его можно трансформировать в ССП с союзом –и-
? Что ещё надо знать? Чем присоединяется? Значение?
5. ВИДЕОРОЛИК
6. Знание. Воспроизведение. Записать признаки придаточных присоединительных:
1. к ним нельзя задать вопрос
2. стоят после главного или в середине
3. присоединяются союзными словами
4. СС можно заменить на –И ЭТО
5. дополняют главное
1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?
2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.
3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).
Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию.
Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.
7. Применение.
Упражнение 1. 2. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 2.Ребята пошли в лес, где и заночевали.
3. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы. 3. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.
Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.
1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.
Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.
1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов.
2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять.
3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия.
4. Отчего так плачет Варя?
5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы?
6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий.
7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.)
8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир.
9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.
Упражнение 4. У доски – синтаксический разбор предложения.
[Воздух становился так редок], (что было больно дышать).
(Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что;
главное – двусост, распр, неосл, неполное;
придаточное - односост, безличное, нераспр, неосл, полное, СГС.
6. Итог. Вопросы ученикам:
С какими видами придаточных познакомились?
Какие придаточные предложения называются придаточными присоединительными?
На какой вопрос они отвечают?
Какими союзами они прикрепляются к главному?
7. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме «СПП»
2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.
4