3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: лист самооценки, карточки с заданиями, картина, конверты с лепестками для рефлексии.
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, мы заканчиваем путешествие по стране падежей. Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме. И определим «знатока» в знании падежей.
- Урок наш не совсем обычный. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
- Прежде чем мы приступим к работе, получите «лист самооценивания». В этих листочках вы будите ставить заработанные за задания баллы.
2. Минутка чистописания.
Сегодня пропишем букву Ж .
- 3 заглавные буквы Ж; 3 строчных букв;
первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 1 слог в слове жулик (с какой гласной?); 1 слог в слове жёлтый (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 1 слог в слове жара.
Ж Ж Ж жжж жи жу жё же жа
2. Словарная работа
Без рук, без ног, а мост построит (Мороз)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан … (Иней)
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе …. (Лопатой)
Мчусь , как пуля. я вперед,
Лишь поскрипывает лед Да мелькают огоньки. Кто несет меня? …(Коньки).
Декабрь – что это за месяц? (Последний месяц года.)
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
Январь – первый месяц года. Какой год подходит к концу? Какой идет следом?
Актуализация опорных знаний.
предмет
Кто? Что?
Часть речи
Имя существительное
дополнение обстоятельство
подлежащие
Изменяется по
падежам
Родам
числам
Ж.р. м.р ср.р
ед.ч, мн.ч
- Итак, давайте же вспомним падежи, с которыми мы познакомились раннее.
Работа над закреплением материала.
Карточка 1
Поставь вопрос и определи падеж существительных.
Дышать (________?) воздухом,
подняться к (________?) к солнцу.
опоздать на (_______?) линейку,
растут около (________?) пня,
Отдыхать в (_________) в саду.
Взаимопроверка. ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)
Карточка 2
Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.
От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу,
из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна.
- Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.
Карточка 3 Прочитать предложения. Списать, вставляя пропущенные буквы. На старой б_резе с_дела любопытная с_ничка. Птичка с интересом наблюдала за д_тьми под деревом. (Проверяем коллективно) - Какое правило вспомнили, вставляя буквы? (О правописании безударных гласных). - Как же проверить безударную гласную? - Подчеркнуть главные члены предложения. - В каком падеже употреблено подлежащее? Что знаете о падеже подлежащего? (Подлежащее всегда стоит в именительном падеже). - Как определить падеж имени существительного в предложении? Определите падежи существительных.
- Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить. Ветка (рябина) (Р.) Гулять (улица) (Д.) Любоваться (снежинка) (Т.)
(за каждый правильный ответ по 1 баллу) - Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по) Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р.Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней: О русской природе, о милой природе, О тающем снеге, о ясной погоде, О яблонях в наших садах, О шумной пшенице, о вольных просторах, О солнце сквозистых берез, О гроздьях рябины, о шорохах бора, О ландышах ранней весной. - Узнали падеж? Докажите. - Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).
(дополнительный балл первому ответившему)
Задание 5
- А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту и настроение зимней природы. Рассмотрите картину. - Запишите 2-3 предложения. Определите падеж имён существительных.
Задание 6
- Чтобы определить уровень своих знаний выполните тест.
В русском языке ___ падежей.
Именительный падеж отвечает на вопросы ______________________
Родительный падеж отвечает на вопросы ________________________
Дательный падеж отвечает на вопросы __________________________
Винительный падеж отвечает на вопросы _______________________
Творительный падеж отвечает на вопросы ________________________
Предложный падеж отвечает на вопросы _________________________
Падеж имен существительных определяется по ______________________ и ___________________.
- Подсчитайте сумму набранных за урок баллов. И поставьте себе оценку.
25-20 – «5»
29-15 - «4»
14-10 – «3»
менее 10 –«2»
- Кто же является знатоком падежей?
6. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу. У вас в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги. Сейчас каждый создаст свой цветок настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали, понравилось ли работать. Лепестки теплых тонов передают радостное настроение и говорят о том что вам было интересно, легко работать на уроке, а холодных – грустное, вам было тяжело справляться с заданиями и не интересно.
Дети создают « цветы настроения». Вместе составляют «букет».