Просмотр содержимого документа
«Тема:Обозначение звонких и глухих согласных на письме.»
Урок русского языка.2 класс.
Тема:Обозначение звонких и глухих согласных на письме.
Цели урока: - формировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках; - ввести алгоритм проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце слова; - научить использовать приобретенные знания и умения при самостоятельной деятельности
Планируемый результат: 1)Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - формировать творческие способности учащихся, любовь к своему краю, к малой Родине. 2) Метапредметные умения: а) познавательные умения: - различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение; - распознавать парные согласные и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при первичном закреплении. б) регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова; - выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; - исправлять ошибки в учебном тексте. в) коммуникативные умения: - формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. 3) Предметные умения: - писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов; - оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными; - писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов. - видеть и проверять слова с парными согласными.
Ход урока:
1.Мотивация к деятельности Прозвенел звонок Начинаем мы урок Все красиво встали, подровнялись. Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Мы начинаем работу. Тихонько присели девочки, мальчики. Привлечение внимания - звук метели Сейчас я зачитаю вам стихотворные строки известного русского поэта, который очень любил свою Родину. А вам предлагаю побыть художниками и после прослушивания дать словесное описание картины, которую вы себе нарисовали.
Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
- Почему воробушки как детки сиротливые прижались у окна?(Холодно, мороз) - Посмотрите на доску, какие слова зашифрованы? (мороз, узор, рисует) роз-мо, зор- у, су-ет-ри -Можно ли объединить эти слова по смыслу? (да) - Что у нас получится? (предложение) - Сколько слов в этом предложении? (три) - Как мы будем записывать предложение? (с большой буквы) - О чем идет речь в предложении?(о морозе) Давайте запишем это предложение в тетрадь (Диктую) Мороз рисует узор.
2. Актуализация и систематизация знаний Я вам предлагаю игру «Аукцион», правило которой заключается в следующем: победит тот, кто последним расскажет о слове «мороз» с точки зрения русского языка. - Давайте мы с вами попробуем образовать родственные (однокоренные) слова. (Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, морозно, морозить, отморозить и т.д.) - Что общего во всех этих словах? (они однокоренные) - Обратите внимание на корень - Какую букву мы пишем последнюю в корне слова? (з) (Выделяю корень) - Какой звук она обозначает? ([с]) - Охарактеризуйте этот звук [с] – согл., гл., парн., тв. - Во всех ли словах в конце корня буква з? (еще мы видим чередование букв з/ж) Так как же отличать когда какую букву писать? - У нас возникла проблема, которую мы будем решать 3.Проблемная ситуация - Как называется такое чередование? (это орфограмма) - Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой?(есть выбор) - Между чем мы выбираем? - Догадались, какая у нас тема урока? Вывод: парные согласные на конце и в середине слова. 4.Проект выхода из затруднения - Что нам надо делать, чтобы не ошибиться в правописании?(Алгоритм: - подобрать однокоренное слово - понаблюдать за согласной - изменить слово так, чтобы после согласного стала гласная)
- А для чего мы вообще изучаем эту тему? (чтобы уметь правильно подобрать проверочное слово) Вот сейчас и проверим, как вы это умеете делать. Запишите три слова из словаря, изученных нами, в которых есть сегодняшняя орфограмма. (Самостоятельная работа со словарем) Проверка (выборочная) 5.Реализация проекта - Обратите внимание на замечательный зимний пейзаж, который появился у нас на слайде. - Как автор картины относится к изображенной природе? (Он ее ценит, восхищается ею.) - Конечно ведь та природа, что окружает нас, достойна восхищения и передать все её красоты нам - это великое искусство. 6.Первичное закрепление А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Ваша задача вставить нужную букву карандашом в учебнике, устно подбирая проверочное слово, доказывая свой выбор напарнику.(Работа в паре в учебнике)
- Первая пара, которая закончила, доказывает выбор. Один читает, другой объясняет ваш выбор. 7.Пауза Вдох и выдох! Раз – присели! Два – привстали, чтоб задержки никакой! Три – нагнулись И достали до носка одной рукой. Быстро встали, тихо сели. Головою повертели. Сладко, сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Рот закрыли на замок Продолжается урок! 8.Самостоятельная работа с проверкой (Комментированное письмо с проверкой) Мы продолжаем работу в парах, я предлагаю вам подобрать проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой. Записываем их в тетрадь, обосновывая свой выбор. Ду..ки (б, п) - … Ёр.. (ш, ж) - … Тра..ка (в, ф) - … Дроз.. (д, т) - … Берё..ка (з,с) - … 9.Включение в систему знаний.Словесное творчество. - Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите. Какие знания Вам понадобятся? (знание рифмы - правописание парных согласных в конце слова - внимательность -умение отгадывать загадку)
1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз). 2) Всё перетрут терпение и … (труд). 3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг). 4) Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне всё стук, да стук. (гвоздь) 5) Под сосною у дорожки, Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. (гриб) 10. Рефлексия Д/З будет творческого характера. Вам нужно придумать загадку о своем крае или о предмете, который прозвучал сегодня в словарном диктанте. Каждый сможет себя проявить. Спасибо за урок.