Русский язык | III - четверть | Урок | Класс 8 | Дата 17.02.2017 |
Тема урока | Обособление обстоятельств |
Ссылки | Б. Исмагулова, Ф. Саметова Русский язык 8 класс. Издательство «Арман - ПВ» 2016 Интернет - ресурсы |
Цель урока | Ученики смогут обобщить материал урока и отразить знания при выполнении практических заданий |
Критерий успешности | Я знаю о деепричастии и деепричастном обороте; Понимаю условия обособления обстоятельств Могу употреблять обстоятельства в устной и письменной речи. Могу объяснить расстановку знаков препинания Составляю схемы предложений Могу оценить значимость темы |
Результаты обучения для учащихся | Учащиеся запомнят условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, смогут найти в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, сумеют выделить их интонацией и знаками препинания, оценят работу друг друга. |
Основные идеи, отработанные по теме урока | Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми всегда. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, обособляются, если стоят перед сказуемым. |
Методика измерения результатов | Формативное оценивание Устные комментарии учителя Самооценивание Оценивание работы в группе. Индивидуальные оценки за ответы. Суммативное оценивание |
Тип урока | Урок применения знаний и умений |
Форма организации работы учащихся | Парная, групповая, индивидуальная. |
Дидактическое обеспечение | Мультимедийная аппаратура; слайды к уроку, раздаточный материал |
Структура урока | 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Проверка д/з – 5 мин. 3. Сообщение темы урока и цели – 1 мин. 4 . Мотивация учебной деятельности – 8 мин. 5. Применение знаний, умений в стандартных ситуациях – 8 мин. 6. Упражненияв применении знаний и умений в измененных условиях – 5 мин. 7.Творческое применение знаний и умений – 10 мин. 8.Подведение итогов обучения. Рефлексия – 4 мин. 9. Определение домашнего задания инструктаж по его выполнению – 3 мин. |
| |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Орг. момент | Психологический настрой детей на урок: Активизация на хорошее настроение | Самоорганизация на учебную деятельность. Активизация на успешную работу |
2. | Проверка д/з | 1.Повторение об обстоятельстве – как о члене предложения 2.Упр. 223 | 1. Прием « Ты - мне, я - тебе» 2. Сдают тетради с дом.работой |
3. | Сообщение темы урока и цели | Формулировка темы урока: Обособленные обстоятельства. Слайд 1 - Какие задачивы поставите перед собой на уроке? Слайд 2 | Примерные ответы: Повторить изученное об обособленных обстоятельствах, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность |
4. | Мотивация учебной деятельности | 1.Читать лежа вредно. Слайд 3 2.Они слушали его рассказ затаив дыхание. Для того, чтобы объяснить, почему в этих предложении не стоит запятая, что для этого нужно вспомнить? - Какой процесс в синтаксисе называется обособлением? | Примерные ответы: Условия обособления обстоятельств Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении. |
Расскажите об обособлении обстоятельств Учитель раздает ученикам 2 группы разрезанную таблицу, которую они собирают на доске - Теперь можем объяснить отсутствие запятой в предложениях? Слайд 4, 5 | Учащиеся делятся на 2 группы (по рядам) 1 группа дает устный ответ Обособляются: 1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия 2.С предлогом несмотря на 3.С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д. Не обособляются: 1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия 2. Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др. 2 группа строит таблицу Обособление обстоятельств Ставится запятая | Не ставится запятая | 1. Деепричастный оборот в любом месте предложения | 1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия (стоя, лежа, сидя…); обычно стоит после глагола | 2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом) | 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову… | 3. Однородные одиночные деепричастия | 3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого | 4. Деепричастный оборот, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря… | 4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя… | 5. Деепричастный оборот, относящийся к разным (главным) словам | | 6. Однородные деепричастные обороты, относящиеся к одному главному слову | Лежа сближается по значению с наречием, затаив дыхание – фразеологизм. |
5. | Применение знаний, умений в стандартных ситуациях | 1. Упр.225 2.Расставив знаки препинания, найдите лишнее предложение. Слайд 6, 7 | 1.Работа у доски – 3 ученика 2.Игра «Третье лишнее» - работа в парах 1 вариант 1.Изучая «птичий» язык, ученые все больше узнают о них. 2. Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. (обособленное определение) 3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя чувство опасности. 2 вариант 1.Испугавшись большого зеленого жука, щенок замолк. 2.Вдали, сливаясь с облаками, цвели яблони. 3.Он стоял у витрины разинув рот. (обстоятельство не обособляется) |
6. | Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях | Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву О в соответствующий квадрат, если нет – букву Н. Слайд 8,9,10 | Игра «Крестики- нолики» 1.Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. 2.Она слушала затаив дыхание. 3.Катер, набирая скорость, дал сигнал. 4.Не нужно было это делать спустя рукава. 5.Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу. 6.Мы сломя голову неслись по ухабам. 7.Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы. 8.Она сидела молча. 9.Задумчиво опустив головы, люди молчали. Ответы (Взаимопроверка) |
7. | Творческое применение знаний и умений | Дифференцированное задание - Светофор Творческая работа: 3 группы Слайд 11,12,13 1 группа – Диалог 2 группа 3 группа составляет предложения по предложенным схемам. 1.Планёр круто взмыл вверх и,׀описав большой круг ׀, стал плавно спускаться. 2.Мальчики смотрели на него, задрав голову, и махали вслед. 3. Монтер долго осматривал проводку, / отыскивая повреждение /, и, / обнаружив место разрыва /, устранил неисправность. оценивание работы в группе | 1 группа. Учащиеся составляют диалог по теме «Большая перемена в нашей школе» с использованием фразеологических оборотов : « сломя голову», «положа руку на сердце», « несолоно хлебавши», «повесив нос», «раскрыв рот». 2 группа. Учащиеся заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами. а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава). б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос). в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость. г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот). 3 группа составляет предложения по предложенным схемам. Планёр круто взмыл вверх и, описав большой круг, стал плавно спускаться. ↓¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯׀ ═════ и, │_ _ _ _ _ │, ═════ . Мальчики смотрели на него, задрав голову, и махали вслед. ׀¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯↓ ═════, │_ _ _ _ _ │, и ═════ . Монтер долго осматривал проводку, / отыскивая повреждение /, и, / обнаружив место разрыва /, устранил неисправность. ׀¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯↓ ↓¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯׀ ═════, │_ _ _ _ _ │, и , │_ _ _ _ _ │, ═════ . |
8. | Упражнение по отработке навыков | Тест Слайд 14,15,16 ОТВЕТЫ: 1) 1- Г, 2- А, 3 – В 2) 2 - В 3) 3 - Б | 1. Установите соответствие: 1. Расставшись с Павлом Тоня отправилась домой. 2. Несмотря на запрет матери Лёшка пошёл гулять. 3. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая. А) Предлог + существительное Б) Одиночное деепричастие В) Наречие Г) Деепричастный оборот 2.В каком варианте ответа правильно указаны все запятые? На гладко укатанной дороге грелась (1) растянувшись во всю длину (2) ярко блестевшая на солнце (3) змея. А.,2,3; Б. 2,3; В. 1,2; Г. 1,3. 3.Выберите правильное продолжение предложения Прочитав книгу, А. всё почти сразу забылось. Б. мы узнаём много интересного. В. возникает желание прочитать её. |
9. | Подведение итогов обучения. Рефлексия | Слайд 17 Я знаю о деепричастии и деепричастном обороте; Понимаю условия обособления обстоятельств Могу употреблять обстоятельства в устной и письменной речи. Могуобъяснитьрасстановку знаков препинания Составляю схемы предложений Могу оценитьзначимость темы | Обобщение Итак, деепричастие и деепричастные обороты всегда на письме обособляются запятыми. 1.Если деепричастный оборот стоит после союза И, запятая ставится 2.Если деепричастному обороту предшествует союз И, запятая ставится перед союзом. 3.Если в предложении два деепричастных оборота, соединенных союзом И, но относящиеся к разным глаголам, запятая ставится с двух сторон. 4.Если в предложении два деепричастных оборота, соединенные союзом И, но относящиеся к одному глаголу, запятую в таком случае ставить не будем, а обособим обороты только с двух сторон. |
Выставление оценок | 18-21 балл – «5» 14 – 17 балл – «4» 13 и менее балл – «3» | Подсчитывают баллы |
10. | Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Аукцион: Слайд 18 «3» - упр.225(4 – 6 предложения) «4» - выписать из текста худ.произведения 5 предложений с обособленными обстоятельствами «5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с обособленными обстоятельствами. | |