Просмотр содержимого документа
«Тема.«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»»
Урок в 6 классе
Тема.«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Цели урока.
обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне; расширить лексический запас учащихся.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, практический, метод познавательной новизны, контроля, самоконтроля
Ход урока.
1.Организационный момент
Игра «Ты, он. Она»
11.Актуализация знаний учащихся
1. Повторение правописания о и е в корнях слов после шипящих в парах. Взаимооценка.
2. «Орфографическая дуэль». Уч-ся работают самостоятельно Двое уч-ся у доски записывают слова Ответы сверяют с экраном. Определяются победители. Самооценка.
1) как называется плод дуба? (жёлудь)
2) цвет одуванчика? (желтый)
3) предмет для чистки зубов? (щетка)
4) тонкая веревка? (бечёвка)
5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)
6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)
7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)
3.Вывод уч-ся : в корне под ударением пишем е, буква О только в словах исключениях
Ш.Введение в тему.
1.Игра «Четвертый лишний»
Шелк, черный, шерстка, девчонка
Какое слово лишнее? Почему?
2.Ознакомление с темой урока. Постановка учащимися целей урока.
1У. Работа над новым материалом урока
-1. Задание для наблюдения и сравнения:
Горόш…к руч нка,
Дόч нька крюч…к
Подуш…чкаа еж…нок,
2.Беседа
.После каких согласных пропущена буква?
В какой части слова пропущена буква?
В словах какой части речи?
Как решить эту проблему?
(Поставить ударение, сравнить)
. К какому выводу вы пришли?
Вывод : под ударением в суффиксах существительных после шипящих пишется О, без ударения-Е
Спишите и вставьте буквы О и Е
3.Самостоятельная работа с учебником, с.157,параграф 54 методом «ИНСТЕР» Поднимите руку, кому все понятно, для кого есть новое, у кого есть вопросы
4.Совместное составление алгоритма-рассуждения
Рассуждаем:
1) слово-имя существительное;
2) орфограмма находится в суффиксе после шипящего;
3) ставим ударение: под ударением пишем О; без ударения - Е.
III. Закрепление материала
Применение новых знаний. У доски по алгоритму 2-3 ученика комментируют первую строку упр.302
Работа в паре , упражнение 302,: списывают слова , вставляют в суффиксах гласные, графически обозначают орфограмму
Взаимопроверка, оценивание .Ответы на экране.
1У.Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили
V. Систематизация нового материала.
Работа с текстом. Текст на экране
Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое дерево предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите большой кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов для девч…нок и мальчиш…к!.
1.Выразительнгое чтение текста. .Задание перед чтением: Слушая текст, постарайтесь мысленно увидеть и понять все, о чем в нем говорится
2. ТАУ-тренинг аудитивных умений .Озаглавьте текст. Обоснуйте выбор. Какая тема и главная мысль текста? Укажите ключевые слова. Объясните выражение «на скорую руку»
3. 3.Д-диалог-обмен мыслями и впечатлениями о тексте
Обсудите, какие чувства у вас возникли, какое настроение, с какой музыкой ассоциируются ваши впечатления.
4.Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные две группы работают с текстом.
1-я и 2-я группы пересказывают цепочкой текст.
1-я группа выписывает слова с изученной орфограммой, обозначает графически орфограмму, образует однокоренные
2-я группа выписывает эти слова и вводит в свои предложения
3-я творческая группа работает по карточке: выделяет суффиксы в предложенных опорных словах(горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок), используя эти слова, придумываете и записывает сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".
5.Группы презентуют свои задания. Уч-ся других групп оценивают карточками
6.Игра-соревнование между рядами. На экране названия животных. Учащиеся по рядам в течение 2 минут образуют название их детенышей с помощью суффиксов после шипящих , записывают правильно на контрольном листе и передают до последней парты. Определяется победитель.
6.. Тест для проверки знаний учащихся по теме " Буквы о, е после шипящих в корне и суффиксах ". Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек Мягкий снеж..к ,правый береж…к,, густой ельнич..к.веселый бараш..к, крепкий ореш..к., острый крюч..к, съедобный грибоч..к,гладкий камуш..к, маленький флаж..к,красивый чайнич..к , детский утюж..к ,зеленый луж..к , теплый дождич..к,тянуть руч___нки
.Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана и называют общую оценку из таблички «Знаю! Хочу знать!»:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VI1Домашнее задание : выучить параграф 54, упражнение 303 или творческая работа «В зоопарке», или сказка « Гласные О и Е в суффиксах существительных»( по выбору)