Предмет: русский язык.
Класс: 2 класс (программа 1-4).
Тема урока: Предлог как слово и его роль в речи.
Цели и задачи урока:
Дать представление о роли предлога в речи;
Формировать умение раздельно писать предлоги с другими словами в предложении;
Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.
Оборудование:
Мультимедиа проектор;
Экран;
Компьютер;
Монитор;
Доска;
Учебник А.В.Поляковой «Русский язык 2 класс» 2 часть;
Тетрадь по чистописанию №3 В.А.Илюхиной;
Словарные слова 1-2 класса Е.А.Нефёдовой;
Индивидуальные задания по русскому языку (разработанные учителем);
Карточки со стихами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Под музыку дети и учитель настраиваются на урок.
2. Повторение материала, пройденного на уроке.
Учитель 6-8 учащимся раздаёт карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку.
На задание отведено не более 3 минут.
- На прошлом уроке русского языка мы завершили работу по изучению
однокоренных слов.
- Какие слова в русском языке мы называем однокоренными?
- Назовите признаки однокоренных слов.
( Общий корень и общее значение.)
Игра «Назовите лишнее слово» ( 1слайд)
Печурка печка печать
-Почему вы считаете, что это слово лишнее?
( Слово имеет общий корень, но не общее значение.)
Желток жёлтый железо
- Почему вы считаете, что это слово лишнее?
(Слово не имеет общее значение.)
К этому времени 6-8 учащихся, работавшие на индивидуальных карточках, заканчивают свою работу и присоединяются к классу.
- Учитель читает начало стихотворения:
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Далее каждую строчку стихотворения читают дети и работают с ней. (2 слайд)
Лес, лесок, лесной, лесник.
- Можно ли эти слова назвать однокоренными?
- Почему?
- Назовите общую часть.
- Выделите корень в словах.
И так с каждой строчкой стихотворения.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку.
- О чём идёт речь?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (ВЕСНА)
(3 слайд)
Рыхлый снег темнеет … марте
Тают льдинки … окне.
Зайчик бегает … парте
И … карте … стене.
- Прочитайте стихотворение.
- Что вы заметили?
( В стихотворении пропущены слова.)
- Назовите их.
(На слайде в стихотворении появляются пропущенные слова.)
- А кто из вас знает, как называются эти слова?
(Найдутся дети, которые запомнили название этих слов с 1 класса.)
Даже если это не произойдёт, помощник учителю – следующий слайд.
(4 слайд)
В , на , по – предлоги.
Дети повторяют написанное на слайде.
- А кто из вас вспомнит и скажет, а как были написаны предлоги со словами в стихотворении?
(Отдельно.)
Предлоги со словами пишутся отдельно.
- Предлог – это слово.
- Ребята, а могли бы мы с вами понять смысл стихотворения, если так и не поставили бы на места пропусков предлоги?
(Нет.)
- Для чего же нужны предлоги?
(Для связи слов в предложении.)
Предлог служит для связи слов в предложении.
4. Чистописание.
Тетради по чистописанию №3 стр. 29.
Инвариантная - общая обязательная часть работы.
Учитель работает у доски, дети в тетрадях.
5. Словарно-орфографическая работа.
Учащиеся записывают в рабочую тетрадь число.(5 слайд)
- На экране словарные слова с пропущенными буквами.
- Записать слова, вставить пропущенные буквы.
6. Физкультминутка.
7. Грамматическое задание.
(6 слайд)
- На доске будут появляться картинки, Вы должны составить словосочетания с предлогами.
(На каждое задание по 1 уч-ся у доски, остальные работают в тетради.)
Дети записывают словосочетания, подчёркивают предлоги.
8. Письмо по памяти.(9 слайд)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Учитель и дети знакомятся с текстом, проговаривают его, находят знакомые орфограммы, заучивают.
Щелчком «мыши» учитель убирает стихотворение с экрана.
После того, как дети запишут текст по памяти, учитель снова открывает щелчком стихотворение, и учащиеся сравнивают свои работы с образцом.
9.Работа с учебником, стр. 62, Упр. 365.
10.Закрепление изученного материала.
Ребята самостоятельно записывают предложения и подчёркивают предлоги, если они имеются.
Стр.62, упр. 366
Проверка работы.
11. Итог урока.
- Что такое предлог?
- Для чего нужны предлоги?
- Как предлоги пишутся со словами?
Учитель хвалит за работу детей.
Выставляет отметки за работу на уроке.
12. Домашнее задание.