kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лермонтов-поэт и гражданин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, обобщить знания о патриотических чувствах, творческих исканиях поэта, дать анализ произведениям Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лермонтов-поэт и гражданин»

Акмолинская область. Бурабайский район. п. Бурабай.

Учитель 1 категории средней школы при республиканском центре реабилитации «Бурабай» Шинжанова Корлан Кадыртаевна.

Тема урока: Лермонтов-поэт и гражданин.

Цель урока: расширить знания учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, обобщить знания о патриотических чувствах , творческих исканиях поэта, дать анализ произведениям Лермонтова.


Оборудование: на интерактивной доске портреты М.Ю.Лермонтова, матери ,бабушки поэта, иллюстрации к произведениям Лермонтова, тексты произведений М.Ю.Лермонтова.


Учитель: Лермонтов- достойный преемник Пушкина. Так же как у Пушкина, судьбы родины и народа были основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Герцен писал: «Лермонтов всецело принадлежит к нашему поколению. Мы видели только казни и ссылки. Принужденные к молчанию, сдерживая слезы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы… Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела- она пробивается во всех его стихотворениях…»

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил недолгую жизнь, на которой не могли не отразиться обстоятельства современной поэту действительности. Юношеский максимализм и неутоленная жажда борьбы , определили своеобразие творчества поэта. Творчество Лермонтова тесно связано с общими проблемами развития русской и мировой литературы. Он считал, что подлинным образцом истинно человеческого поведения является его активная жизнь в обществе.


Ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в Москве .Вскоре семья переезжает в усадьбу бабушки в село Тарханы Пензенской губернии. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, был армейским капитаном в отставке.

Мать, Мария Михайловна, происходила из богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примериться с таким неравным браком своей единственной дочери. Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела и умерла, оставив сиротой трехлетнего сына. Мальчик остался на воспитании бабушки. Михаил Юрьевич рос болезненным и чутким ребенком. Бабушка очень любила своего внука. Чтобы укрепить здоровье внука Арсеньева возила внука на кавказские источники. В поэме «Сашка» Лермонтов так говорит о своих детских годах;

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить мир воздушный

И в нем терялся мыслью послушной…


Ученик: Весной 1827 года бабушка решила переехать из Тарханы в Москву, чтобы подготовить внука к поступлению в Московский университетский благородный пансион. В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политический факультет. За годы учения в пансионате и в университете Лермонтов написал около 300стихотворений,16поэм, 3драмы. В 1832 году Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и. В ноябре 1834 года был произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Наблюдения над бытом и нравами петербургского света он вскоре обобщил в драме «Маскарад».

27января 1837года произошла дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен. Это известие потрясло Лермонтова. Он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта».

Чтение наизусть стихотворения «Смерть поэта».

Стихи Лермонтова волновали читателей как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова нового поэта. В Лермонтове увидели достойного наследника Пушкина. 20февраля Лермонтов был арестован, а через неделю переведен в армейский драгунский полк, который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами. Посылая Лермонтова под пули , царь надеялся , что поэт не вернется в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске , затем он добирался до полка, который стоял в Тифлисе. На Кавказе поэт закончил поэмы «Песню про купца Калашникова», «Мцыри»,роман «Герой нашего времени» создал ряд прекрасных лирических стихотворений. В апреле 1838года бабушка поэта добилась полного прощения внука и возвращения его в гвардейский полк.


Ученик: В Петербург Лермонтов теперь вернулся известным поэтом, автором таких произведений как «Смерть поэта», «Бородино», «Песня про купца Калашникова». Лермонтова в Петербурге притягивал мир литераторов, знакомство с которыми у него расширилось. Он охотно бывал у Жуковского, Одоевского, встречался с композиторами, с журналистами, с писателями. Творческая деятельность по-прежнему захватывала Лермонтова. Он много пишет, его произведения появляются в печати. В 1840году Лермонтова переводят в Тенгизский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июня и до глубокой осени , Лермонтов участвовал в военных действиях, неоднократно был представлен к наградам. Но в наградах был отказан. Военная служба тяготила поэта, он мечтал выйти в отставку и целиком отдаться литературной работе. Он просил об отставке, но ему отказывали, лишь разрешили приехать в отпуск в Петербург. В январе 1841года Лермонтов уехал с Кавказа и в начале февраля прибыл в Петербург. Здесь он снова просил об отставке, но было отказано. Вскоре он получил приказ покинуть столицу. Направляясь к месту назначения, Лермонтов заехал в Пятигорск и остался там для лечения. В Пятигорске в это лето собралось много представителей петербургского общества, среди которых были лица, ненавидевшие поэта. Они искали только повода, чтобы навсегда избавиться от Лермонтова. 13 июля 1841года произошел конфликт Лермонтова с Мартыновым, товарищем по военной школе. Дуэль Лермонтова с Мартыновым состоялась 15июля у подножия горы Машук близ Пятигорска. На дуэли поэт был убит. 17июля Лермонтов был погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842года ,по ходатайству бабушки , прах был перевезен в Тарханы.


Ученик читает стихотворение Л. Ганшиной

Поэт погиб и вся природа

Вдруг содрогнулась на Земле

Вокруг стояла непогода

Сияло небо все в огне.

Из молний пущенных богами

На головы людей пустых

Во страх им извергалось пламя

Из туч клубящихся, густых.


Ученик: Лирика Лермонтова составляет важнейшую часть его наследия. Творчество поэта делится на два периода – ранний и зрелый. Ранний Лермонтов- романтик. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления.

Ученик читает стихотворение «Утес».

Одно из известных стихотворений в русской поэзии , написанное 18-летним Лермонтовым – «Парус», воспринималось как выражение свободолюбивых, революционных настроений. Образ одинокого паруса приобретает символическое значение.

Ученик читает наизусть стихотворение «Парус».

Огромную роль в формировании Лермонтова сыграло его увлечение произведениями Байрона. В лирике поэта мы видим байронические мотивы мятежа, разочарованности в людях, ненависти к политическому гнету, противопоставление природы и общества. Поэт осознает свое особое предназначение.

Ученик читает наизусть стихотворение «Нет, я не Байрон».

Любовь к родине– тема многих стихотворений Лермонтова. Поэт- гражданин Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить родину в представлении поэта значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.

Ученик читает наизусть стихотворение «Бородино».

Стихотворение «Родина », написанное в 1841году проникнуто высоким патриотизмом. Свою любовь Лермонтов называет странной, потому что он любит деревню, где живут простые работящие люди, не равнодушные к красоте природы. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни.

Ученик читает наизусть стихотворение «Родина».


Ученик: Поэзия Лермонтова стала известна казахскому народу благодаря А. Кунанбаеву, который перевел около 30 стихотворений, отрывки из поэмы «Демон». Абай стремился передать идейно-эмоциональное содержание лермонтовских произведений, а не буквально перевести их. В лермонтовской поэзии Абаю важна была прежде всего тема назначения поэта и поэзии. Произведения великого русского поэта переведены Абаем блестяще, с подлинным поэтическим жаром, с проникновением в содержание и форму. Дух и своеобразие лермонтовской музы были чутко уловлены Абаем. Абай Кунанбаев перевел стихотворение Лермонтова «Горные вершины»

Ученик читает наизусть стихотворение «Горные вершины»

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.


Вот так звучит абаевский перевод:


Қараңғы түнде тау қалғып,

Ұйқыға кетер балбырып

Даланы жым-жырт дел-сал кып,

Тұн басады салбырып

Шан шығармас жол дағы,

Сыбдырламас жапырақ,

Тыншығарсын сен дағы

Сабыр кылсан азырақ

В переводе Абая «Горные вершины » прекрасно зазвучали по-казахски, сохранив нити духовной близости с гетевским оригиналом.



Учитель: Жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет. Но и то что он успел создать по праву в золотой фонд шедевров мирового искусства. Лермонтов создал около 400 стихотворений, 20 поэм написал роман в прозе «Герой нашего времени». Крупнейшие русские поэты, писатели той или иной своего творчества обязаны Лермонтову. Отличительная особенность его лирики- слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными – воспринята была Некрасовым. Своим романом «Герой нашего времени » Лермонтов проложил дорогу романам Тургенева, Толстого. Чехов учился у Лермонтова мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.

Ученик читает стихотворение Валерия Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова»

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски мятежное любил!


Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!


Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.


И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!


Учитель: Сейчас, ребята, проведем викторину.


Вопросы викторины.


1. Годы жизни М.Ю.Лермонтова.


2. Какое стихотворение было написано М.Ю.Лермонтовым в 18 лет?


3. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»?

4. Из какого стихотворения М, Ю. Лермонтова следующие строки:


Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана:

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.


5.Какие поэмы М.Ю.Лермонтова вы знаете?


6. Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова проникнуто глубоким патриотизмом?


7. Назовите темы стихотворений М.Ю.Лермонтова.


8. Из какого стихотворения следующие строки:

Погиб Поэт!- невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!


9. Кто из казахских поэтов переводил произведения М.Ю.Лермонтова?


10.Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова было посвящено событиям 1812года?


Учитель: На этом наш урок закончен, спасибо всем за участие.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лермонтов-поэт и гражданин

Автор: Шинжанова Корлан Кадыртаевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246190


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства