Тема урока: Глагол
Цели урока: а) Дать понятие о глаголе как части речи; Закрепить навыки нахождения и употребления глаголов; Продолжать учить изменять глаголы по временам, числам и лицам.
в) в игровой форме развивать познавательные способности учащихся: память, мышление, внимание.
г) прививать любовь к учебному предмету, повысить языковую речь и расширить знания получаемые на уроках.
Тип урока: Урок-закрепление
Методы и приемы: Работа над текстом, Занимательные игры.
Оборудование: слайды, интерактивная доска, учебник 7 кл.
Ход урока.
1 этап: Организационный момент урока.
1.Знакомство учащихся к активной и сознательной деятельности.
2 этап: Опрос домашнего задания.
Учащиеся с помощью учителя проверяют правильность выполнения задания.
3 этап: Объяснение новой темы.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Что без меня предметы?
Лишь названия
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
Слово глагол – очень древнее слово. Глаголить означало говорить. Сейчас глаголами называют слова, которые обозначают все действия. Глагол одна из самых больших частей речи в современном русском языке. Примерно пять часть всех слов – глаголы.
Глагол очень важная часть речи. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться, ни поиграть. «Почему ?» - спросите вы недовольно. Да потому, что все действия вы делаете с помощью глагола.
Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет неопределённую форму (инфинитив).
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?: слушать, писать, читать; а совершенного – на вопрос что сделать?: послушать, написать, прочитать.
Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в видовые пары:
Писать- написать
Читать- прочитать
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе): пел, пела, пело, пели.
4 этап: Закрепление
Упр 4
Дополните таблицу. С 2-3 глаголами (в любом времени) составьте и запишите предложения.
Настоящее время
Что делает?
Прошедшее время
Что делал?
Будущее время
Что будет делать?
звучит
звучал
будет звучать
называет
называл
будет называть
обозначает
обозначал
будеть обозначать
говорит
говорил
будет говорить
составит
составлял
будет составлять
занимает
занимал
будеть занимать
Упр 5
1) думать, наблюдать, воображать, говорить, беседовать, решать
2) копать, рубить, строить, шить, вязать, белить, чистить
3) сидеть, лежать, идти, лететь, стоять, бежать
Я думаю о погоде. Он решает задачу. Строители строят дома. Птицы летают.
-у, ю -ем -у, -ю -им
-ешь I -ете -ишь ІІ -ите
-ет -ут, -ют -ит -ат, ят
I спряжение
Ед.ч Мн.ч
Я думаю Мы думаем
Ты думаешь Вы думаете
Он думает Они думают
Я строю Мы строем
Ты строешь Вы строете
Он строет Они строют
II спряжение
Ед.ч Мн. ч
Я летаю Мы летим Я решаю Мы решим
Ты летишь Вы летите Ты решишь Вы решите
Он летит Они летят Он решит Они решат
5 этап: Игра « Хлопок »
Произведите хлопок в том случае, если услышите глагол:
школа, учиться, веселый, первый, оценка, отвечать, читать, рисовать, отлично, два, не готовиться, разговаривать, книга, учитель, кричать, город, писать, играть, тетрадь, лететь.
6 этап: «Что делают люди разных профессий?»
Врач лечит детей в больнице
Шахтер добывает уголь в шахте
Тракторист копает землю в поле
Садовник сажает деревья в саду
Учительница учит детей в школе
Строитель строит дома в городе и в селе
Пограничник охраняет на границе
Птичница кормят цыплят
7 этап: «Не спеши языком, торопись делом» (глаголы движения).
Прочитайте следующие отрывки, найдите в них глаголы движения и выпишите их.
Задание для 1-ой группы
? Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал на деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спроса в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго. (В. Брюсов).
Задание для 2-ой группы
? К концу лета мне всё реже и реже приходилось играть с Капочкой. Дед почти совсем перестал принимать её. Она всё-таки приезжала и начинала молча ходить по комнатам или по главной алле. Я бродил за ней как тень, притаивался в уголке или на скамейке, но она меня не замечала. (В. Брюсов).
8 этап: «Кто быстрее?»
Назовите глаголы.
Дело, делать, работа, работать, действие, действовать, ответ, ответить, беседа, беседовать, разговор, разговаривать, название, назвать, решение, решать, бег, бегать, игра, играть.
9 этап: Игра «Переводчик»
10 этап: Вывод:
Вставьте пропушенные буквы.
Как ты хорошо поё…! Скажи, ты пойдё. играть вместе с нами ? Почему ты на меня так сердито смотри…? Ты попроси… у своей подруги кассету ? Ты хоче… мороженое ?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
11 этап: Домашнее задание.
Упр 3
12 этап: Выставление оценок.