kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Урок развития речи. Построение рассуждения «Мусор – проблема века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1)     Повторить типы текстов, вспомнить основные особенности текстов-рассуждения, Развивать навыки связной речи, учить дискуссировать, прививать навыки написания мини-сочинений по типу рассуждение

2)     Вырабатывать интерес к решению проблемы мусора, развивать у учащихся навыки определения причин появления мусора и отходов, показать традиционные и возможные подходы к борьбе с мусором.

Оборудование:

Раздаточный материал (тексты с вопросами), наглядный материал (типы текстов)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Старкова Урок»

Тема: Урок развития речи. Построение рассуждения «Мусор – проблема века»

Дата: 7 апреля 2014 года

Цель урока:

  1. Повторить типы текстов, вспомнить основные особенности текстов-рассуждения, Развивать навыки связной речи, учить дискуссировать, прививать навыки написания мини-сочинений по типу рассуждение

  2. Вырабатывать интерес к решению проблемы мусора, развивать у учащихся навыки определения причин появления мусора и отходов, показать традиционные и возможные подходы к борьбе с мусором.

Оборудование:

Раздаточный материал (тексты с вопросами), наглядный материал (типы текстов)

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас с вами будет не простой урок русского языка, а урок-рассуждение.

Для того, чтобы вспомнить, что такое рассуждение, давайте повторим какие типы речи вы помните?

(Повествование, описание, рассуждение)

Остановимся подробнее на типе рассуждение. Что вы можете сказать о нем? Вспомните, что обозначают слова тезис, доказательства и выводы.

Для того, чтобы понять на какой теме будет строиться наше доказательство, выполним словарную работу.

  1. Словарная работа «До первой ошибки»

Отходы, миллион, мусор, планета, промышленность, переработка, проблема, уничтожать, появление, причина, микробы, очищение, неприятный запах, одноразовая посуда, упаковка.

- Посмотрите внимательно на слова, которые мы записали. Как вы думаете, как будет звучать наша тема? (Мусор, бытовые отходы, свалка, экология и т.д.)

- Совершенно верно, сегодня мы будем говорить именно о бытовых отходах, о том, что мусор является проблемой века.

4. Разборы слова

- А давайте рассмотрим это слово со стороны русского языка.

Дайте его лексическое значение ()

Грамматическое значение

Сделайте фонетический, морфемный разборы. Давайте составим предложение с данным словом, которое поможет нам выполнить синтаксический и морфологический разборы.

Мы просмотрели мусор с точки зрения слова. А давайте теперь выясним, почему же мусор является проблемой.

Я предлагаю вам на 6 минут объединиться в группы и поработать с текстом «Мусор – проблема века», ответить на вопросы после текста и определить тип речи.

  1. Работа с текстом «Мусор – проблема века»

Диван, чемодан, саквояж, корзина, картина, картонка, велосипед, телевизор, холодильник – эти столь неоднородные вещи объединяет одно: со временем все они изнашиваются и становятся мусором.

На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится около 1 тонны бытового мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей, а также промышленных отходов. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую вершину Европы (5642 м.)

Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.

А мусора с каждым годом все больше и больше. Почему? Давайте обратимся к истории. Как же раньше решалась эта проблема?

Миллион лет назад, когда люди жили маленькими группами и перемещались с одного места на другое, особых проблем с мусором не было. Выброшенный около стоянок мусор быстро разлагался, так как имел природное происхождение.

Шло время, человек начал строит города, мусора скапливалось уже намного больше. Но его по-прежнему выбрасывали рядом с жильем. Помет и трупы домашних животных, уголь и зола заполняли улицы и переулки промышленных городов. Загрязнение способствовало появлению заразных болезней и распространению эпидемий. В конце девятнадцатого века городские власти для сохранения здоровья людей были вынуждены начать очистку улиц.

После второй мировой войны появились другте проблемы – люди стали жить лучше и ещё пригодные вещи стали заменять новыми, появилось множество товаров одноразового использования, увеличилось количество упаковки.

Всё это привело к тому, что мусора в наших домах стало больше.

Вопросы:

  • Сколько мусора приходится на одного жителя нашей планеты в год?

  • Что изучает гарбология?

  • Куда выбрасывали мусор жители средневековых городов, и к каким последствиям это приводило?

  • У наших дедушек и бабушек проблема мусора не стояла так остро. Мы же завалены мусором. Чем это объясняется?

  • Определите тип текста (повествование)

А мы свами должны работать по типу рассуждение. Чего же не хватает для этого типа речи? Что возьмем для тезиса, доказательств, выводов.

Тезис – мусор – проблема века, он вредит природе.

Доказательства: (не забывайте про слова во-первых, во-вторых, в-третьих…)

  1. Распространение эпидемий и заразных болезней

  2. Ухудшение здоровья при сжигании мусора

  3. Вред животным

  4. Загрязнение природы, водоемов и т.д.

Выводы: Мусор вредит не только нам, но и всей окружающей среде. Чем мы можем помочь решить проблему мусора в наших регионах?

  1. Подведение итогов

Написание мини-сочинения «Мусор – проблема века»

Чтение получившихся сочинений.

  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание

Попробуйте составить призыв жителям нашего города: «Давайте бороться с мусором!»



























ПРИЛОЖЕНИЕ

«Мусор – проблема века»

Диван, чемодан, саквояж, корзина, картина, картонка, велосипед, телевизор, холодильник – эти столь неоднородные вещи объединяет одно: со временем все они изнашиваются и становятся мусором.

На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится около 1 тонны бытового мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей, а также промышленных отходов. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую вершину Европы (5642 м.)

Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.

А мусора с каждым годом все больше и больше. Почему? Давайте обратимся к истории. Как же раньше решалась эта проблема?

Миллион лет назад, когда люди жили маленькими группами и перемещались с одного места на другое, особых проблем с мусором не было. Выброшенный около стоянок мусор быстро разлагался, так как имел природное происхождение.

Шло время, человек начал строит города, мусора скапливалось уже намного больше. Но его по-прежнему выбрасывали рядом с жильем. Помет и трупы домашних животных, уголь и зола заполняли улицы и переулки промышленных городов. Загрязнение способствовало появлению заразных болезней и распространению эпидемий. В конце девятнадцатого века городские власти для сохранения здоровья людей были вынуждены начать очистку улиц.

После второй мировой войны появились другте проблемы – люди стали жить лучше и ещё пригодные вещи стали заменять новыми, появилось множество товаров одноразового использования, увеличилось количество упаковки.

Всё это привело к тому, что мусора в наших домах стало больше.

Вопросы:

  • Сколько мусора приходится на одного жителя нашей планеты в год?

  • Что изучает гарбология?

  • Куда выбрасывали мусор жители средневековых городов, и к каким последствиям это приводило?

  • У наших дедушек и бабушек проблема мусора не стояла так остро. Мы же завалены мусором. Чем это объясняется?

  • Определите тип текста (повествование)

Просмотр содержимого документа
«Типы текстов»

ТИПЫ ТЕКСТОВ



ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ



ПОВЕСТВОВАНИЕ


ТЕЗИС – УТВЕРЖДЕНИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА




ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ТЕЗИСА




ВЫВОДЫ – ЛОГИЧЕСКИЕ ИТОГИ РАССУЖДЕНИЯ. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Урок развития речи. Построение рассуждения «Мусор – проблема века»

Автор: Старкова Галина Анатольевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства