Цели: 1. Обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения4
2. Совершенствовать навык синтаксического разбора двусоставного предложения с указанием видов второстепенных членов;
3. Закрепить орфографические и пунктуационные навыки
Вид урока: урок-практикум.
Технология: элементы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Оборудование: компьютер, проектор для презентации; карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА.
Стадия вызова.
Французский писатель Виктор Гюго, послал в редакцию журнала рукопись романа «Отверженные» и приложил письмо, в котором не было ни одного слова, только «?». Главный редактор в ответ тоже прислал письмо без слов: «!» . Надеюсь, в конце урока мы тоже приятно удивимся.
Прочитайте слова: слова и словосочетания, знаки препинания и члены предложения, характеристика и схемы предложений.
О каком разделе русского языка пойдёт речь на уроке? (синтаксис) С каким разделом связан синтаксис? (пунктуация)
Мы закончили изучение темы «Двусоставное предложение», где изучали главы «Главные члены предложение» и «Второстепенные члены предложения».
Пришло время собирать камни. И начнём мы с…
Терминологический словарный диктант: записи в тетрадях
- Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения…(синтаксис)
- Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания…(пунктуация)
- Что выражает основное значение предложения…(грамматическая основа)
- Как называется предложение, в котором основа выражена подлежащим и сказуемым (двусоставное)
- Если в предложении содержится приказ, побуждение к действию, какое оно по цели высказывания? ( побудительное)
- Если предложение произнесено с восторгом, радостью, какое оно по эмоциональной окраске? (восклицательное) Проверка:
Самостоятельная работа – практикум. Синт. Разбор предложения
Каждый разбирает своё предложение на отдельном листочке и наклеивает его на общий лист группы. Группа получает общую оценку. (разрешается помощь внутри группы)
Предложения для разбора: (на 3 группы – одинаковые наборы)
1. Молнии прорезывали тёмные тучи огненными стрелами и сотрясали сильно воздух.
2. Весной лёд не может вынести этого ветра и яркого солнца.
3. Приказ выступать назавтра обрадовал моих путников и остальных пассажиров.
4. Тощий медведь средней величины возился около большой липы и причмокивал.
5. От гор к востоку потянулись длинные тени, тающие на моих глазах.
3. Стадия рефлексии.
Обсуждение целей урока: что достигнуто, что не удалось решить?
Личная цель - умею ли я разбирать двусоставное предложение?
Работа в парах: проговаривание порядка синтаксического разбора.
Слайд Продолжение истории про ?
История о ?и ! знаках. Так почему же в ответе редактора был только ! ? Таким образом он похвалил писателя и выразил свой восторг. Я тоже выражаю радость от работы с вами. Вы сегодня молодцы!
Домашнее задание: п. 17 -28 повторить; упр. 160. (3 любых письменно); готовиться к зачёту.
Используемая литература:
Ахраменкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом. Русский язык 8 класс. – М.: Просвещение, 2001
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
Кривоплясова М.Е. Поурочные планы для 8 класса по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2007
Кулюкина Л.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Бархударова, 8 класс. – М.: Экзамен,2004