Урок 14 | |
Ссылка | Госстандарт, календарное планирование. Раздел: Художественный образ в лирике |
Название занятия | Природа в художественной литературе. А.Н.Плещеев « Весна» |
Общие цели и задачи: | — познакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева; — расширять, углублять эстетические представления о поэзии; — развивать навыки правильного, выразительного чтения; — обогатить словарный запас детей — развивать речь, память, внимание, наблюдательность, воображение, способность высказывать своё мнение — прививать любовь к природе и русской словесности — воспитывать положительную мотивацию в обучении |
Результаты обучения | Знают отличие лирического произведения, умеет анализировать и делать выводы; рассуждая, объясняют значение слова и подбирают синонимы. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. |
Ключевые идеи | Качественная организация первого урока совместной работы учащихся друг с другом определяющим образом влияет на атмосферу дальнейшего проведения урока. Использование диалога позволяет расширить представления учеников о различных литературных жанрах, размышления в рамках критического мышления. |
Источники, оснащение и оборудование | Учебник «Литературное чтение»,7 кл., Жаданова К.Х., ИсахановаД.К., Издательство « Білім» , 2006, ручки, стикеры, , ножницы, фломастеры, раздаточный материал для чтения; Лист самооценивания, портрет А.Н.Плещеева, репродукция картины И.С.Остроухова «Ранняя весна», аудиозапись цикла «Времена года» («Апрель») П.И.Чайковского, мультимедийная презентация к уроку, запись «Звуки весны», |
Этапы работы | Деятельность учителя: | Деятельность учеников: |
1.Этап побуждения: | Приветствие. Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, раздает разные цвета листьев детям при входе в класс и просит сгруппироваться по цветам этих листьев. - Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.Сейчас у нас с вами начинается урок. Я желаю, чтобы каждый верил в себя ! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком! | Дети выбирают понравившися лист, делятся на группы и желают соседу справа и соседу слева пожелания и садятся по группам. |
2. Проверка домашнего задания | - Что читали на прошлом уроке? -Вспомните , чем отличаются лирические стихотворения от прозы? - Какой поэт рассказал нам о приходе весны? - Ребята, перед вами лежат листочки. Ваша задача, написать на этих листочках стихотворение Пушкина, которое вы выучили наизусть . - Теперь , ребята, находим в стихотворении сравнения и эпитеты. (Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года., стада шумят, и соловей поет ) | А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами» Взаимопроверка . Оценивание Из каждой группы по-одному ученику выходят к доске, рассказывают наизусть. |
3. Этап осмысления (реализация урока): Знакомство с писателем. Мозговой штурм. (групповая форма работы). Через наводящие вопросы ученики должны ответить на вопросы и составить кластер. | Попробуйте расшифровать слово. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске картинки : ведро, ель, семья, Незнайка, апельсин. По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать речевую тему нашего занятия. Кто смог расшифровать? Итак, речевая тема сегодняшнего урока « Весна». Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с произведением великого русского поэта Алексея Николаевича Плещеева и с его стихотворением «Весна». - Рассмотрите портрет и скажите что можно сказать об этом человеке? Какой у него взгляд? | Дети отвечают на вопросы. По портрету охарактеризуйте писателя \ Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека |
4. Этап осмысления Стратегия «Карусель» Учащиеся групп обмениваются мнениями о жизни и творчестве великого поэта. Задание на развитие критического мышления. Кумулятивная беседа. Дети используют разговор, чтобы поделиться друг с другом. | 1-ая группа: Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825года в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых. Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна. 2-ая группа: До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками. Затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул военную службу и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева. 3-я группа: Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни». | Дети слушают, читают слова и запоминают. Учащиеся, критически мысля, обсуждают и отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. |
5. Подготовка к восприятию текста | - Итак, ребята, как вы уже поняли, сегодняшняя наша тема стихотворение Плещеева «Весна» ( чтение стихотворение учителем) -Что описывает поэт? (приход весны) | Чтение стихотворения друг другу |
6. Этап словарно- исследовательской работы Стратегия «Толстых и тонких вопросов» индивидуально, в группах, дифференцированная работа | Толкование слов: « повеяло» - зима подходит к концу, подул теплый ветерок; «миновала» - прошла, « заботы» - беспокойство , хлопоты Исследовательская работа: Что такое «лазурь»? Что означает слово « Апрель» | Дети отвечают на вопросы, переводят новые слова, используя словарь, выписывают предложения с этими словами из произведения. Учащиеся объясняют значения этих слов. |
7. Аудиозапись . Звучит « Апрель» П.И.Чайковского | - Ребята, ваша задача, слушая музыку, нарисовать графический рисунок - Как вы себе представляете эти строчки? 1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... 2 группа: Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. 3 группа: Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало | На каждой парте отрывки из стихотворения, по которому вы должны нарисовать рисунки и защищать Обмениваются флипчартами и находят к какому отрывку можно отнести нарисованный рисунок) |
8. Игра «Бывает ли так? | Я говорю фразу, а вы отвечаете: Бывает ли так? - Весной мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься. - Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки. - Весной птицы улетают на юг. - Весна – пора метелей злых и бурь? | Учащиеся обсуждают в группе и отвечают на вопросы |
9. Этап. Рефлексия «Эмоциональное состояние». | Учитель раздает детям цветные стикеры и просит учащихся выразить свое эмоциональное состояние. Сделайте вывод ответив на вопросы - Чем вам понравился урок? - Что вы узнали о творчестве Плещеева? - Где вы больше всего затруднялись, на выполнение какого задания? | Если уч-ся считают, что достигли целей урока, выбирают зеленый стикер, если справились не совсем – желтый, не справились совсем- красный. Дети отвечают на вопросы и делают выводы о проделанной работе. |
10. Домашняя работа | Выучить стихотворение наизусть | |