kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Однородные и неоднородные определения (на материале декоративно-прикладного искусства. "Пламенная хохлома")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе выполняет большую воспитательную функцию. Все упражнения на уроке представляют собой описание декоративно-прикладного искусства хохломы.Цели: 1) введение понятия об однородности и неоднородности определений; 2)формирование интеллектуального умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; 3)закрепление интеллектуальное умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; 4) способствовать формированию у обучающихся подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Однородные и неоднородные определения (на материале декоративно-прикладного искусства. "Пламенная хохлома") »

Тема: Однородные и неоднородные определения (на материале декоративно-прикладного искусства. "Пламенная хохлома")

Тип урока: урок изучения нового материала

Класс: 8

Цели:

1) введение понятия об однородности и неоднородности определений; 2)формирование интеллектуального умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; 3)закрепление интеллектуальное умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;

4) способствовать формированию у обучающихся подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству, воспитанию чувства любви к Родине и развитию интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, презентация, тексты упражнений (на отдельных листочках), запись «Барыня», выставка книг «Народные промыслы».

Литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы./ Авт. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.:Просвещение, 2014.

2.Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014.


План урока:

1. Организационный момент. (1')

2. Реализация домашнего задания (чтение стихов) (8')

3. Изучение темы урока (9')

а) словарно-орфографическая работа(4')

б) чтение параграфа учебника(5')

4. Закрепление изученного материала (17')

а) работа над упражнениями(10)

б) «Угадай вид росписи» (2)

в) проверка понимания и степени усвоения материала по теме (тест)(5)

5. Подведение итогов урока: (10')

а) игра на ложках (4)

б) работа с эпиграфом(2)

б) домашнее задание; (2')

в) оценивание. (2')







Эпиграф:


Кисть хохломская! Большое спасибо!


Сказывай сказку для радости жизни!


Ты, как душа у народа, красива,


Ты, как и люди, служишь Отчизне !


В.Боков


Ход урока


1.Организационный момент

Цель: Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке


Кем-то придумано просто и мудро:

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым-

Доброе утро длится до вечера.


Здравствуйте!

Ребята, мы совершаем очередное путешествие в страну знаний. Сегодня оно будет очень интересным и увлекательным, так как наш урок необычен. Мы побываем в удивительно сказочном «Городе мастеров народных промыслов» а также поговорим об однородных и неоднородных определениях. Итак, мы начинаем.

2.Вступительное слово

Тихо звучит музыка.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество.

3. Реализация домашнего задания (о народных промыслах)

На уроках изобразительного искусства вы, ребята, знакомились с народными промыслами. Назовите известные вам. А поможет нам вспомнить народные промыслы презентация и ваши стихи.


Работа с презентацией.

Ученик 1. Дымковская игрушка (слайд № )

Чем знаменито Дымково? Она глядит не прянично,

Игрушкою своей. Ликующе и празднично.

В ней нету света дымного, В ней молодость – изюминка,

А есть любовь людей. В ней удаль и размах.

В ней что-то есть от радуги, Сияйте, охра с суриком,

От капелек росы. По всей земле в домах.

В ней что-то есть от радости, От дымковской игрушки идёт тепло и свет,

Гремящей, как басы. Он не иссякнет десятки, сотни лет!




Ученик2. Гжель (слайд №)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.


Ученик 3. Городецкая роспись (слайд №)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись – сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.


Ученик 4. Палех (слайд №)

Плещутся звёзды в мерцающих далях,

Светится снег, хоть в ладони бери.

Сказочный Палех, загадочный Палех

Скачет на тройке в отсветах зари.

Ожили краски и в душу запали,

Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех

Сколько диковин красою затмил!

Вешнее солнце в шкатулке хранится,

Не увядает старинный секрет.

Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы,

Палех рисует России портрет.



Ученик 5.Жостово (слайд№)

Под Москвой деревня Жостово стоит,

Промысел народный очень знаменит.

На подносах жарко зацвели сады,

Солнечного лета вечные следы…

В жаркие букеты собраны цветы

Сказочно прекрасной, буйной красоты.

Розы, георгины, скромный василек,

Беленькой ромашки полевой цветок.

Маки и тюльпаны, астры завитки,

Красотой волшебной радуют цветы.

Жостовская роспись, как костер, горит,

Промысел народный очень знаменит.




Ученик 6. Хохлома (слайд№)

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская.

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!


4. Изучение темы урока

Слово учителя. Увидеть красоту окружающего мира, народных промыслов на сегодняшнем уроке нам помогут имена прилагательные. Именно эта часть речи делает нашу речь красивой и выразительной, а мир - цветным.





А) Словарно-орфографическая работа

- Запишем словосочетания с прилагательными, при помощи которых можно рассказать о народном промысле. Графически выделим орфограммы, объясним их написание (работа у доски).


Цветовые сочетания, кудрявая роспись, золотые травы хохломы, огненная хохлома, травяной покров, глиняная кружка, деревянная чаша, серебряный лист, пламенные краски, чаша необыкновенна, искусственное золото, растительный орнамент.



Итак, мы готовы к тому, чтобы продолжить знакомство с темой урока.


Запишем отрывок из текста К.Паустовского: (презентация, слайд №)

В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись. Сочетая золотисто-жёлтый, красный, чёрный цвет, художники передают всю красоту и богатство растительного мира родного края.


Вопрос учителя: как вы думаете, почему часть прилагательных написана зелёным цветом, а одно - красным? (Зелёным – однородные определения, красным - неоднородные).


Итак, запишем тему урока «Однородные и неоднородные определения»

-Попробуйте устно сформулировать характерные черты для однородных и неоднородных определений.

-Откроем учебники и проверим свои ответы.

Б) Чтение параграфа 42 стр.


5. Закрепление изученного материала


А) Работа над упражнениями

1.Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.(Знаки препинания не расставлены)


Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так появились первые хохломские чашки, украшенные пышными золотисто-желтыми, красными цветами и тонкими изящными веточками.

Н.Бедник «Хохлома»




2.Выпишите в 2 столбика словосочетания с однородными и неоднородными определениями. Объясните устно свой выбор.

( Слайд № – самопроверка.)

Широкие просторы России с их обильным разноцветьем лугов, многообразием нежных полевых цветов и солнечной сочной спелостью ягод издавна воспевались в русских народных песнях и сказках, оживали в ярких, нарядных росписях.

В селе Сёмино Горьковской области работают мастера, которые украшают деревянные изделия традиционной хохломской росписью. Хохлома – один из древнейших русских художественных промыслов.

Хохломскую нарядную роспись всегда можно узнать по определённому цветовому сочетанию. Существует ещё немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных, глиняных, жестяных, фарфоровых изделий.

(из учебника «Изобразительное искусство»)

3.


Я люблю тебя, Хохлома

Даже не знаю, когда я впервые увидел тебя. Думается, мы знакомы всю жизнь. Я помню груды черно-золотистых, золотисто-красных мисок, продаваемых на шумных базарных площадях возле волжских пристаней. Как искрились на солнце золотистые узоры посуды, ярче которой, наверное, ничего не было в маленьком, небогатом среднерусском городе!

Никогда не забуду, как в нашем гвардейском батальоне во время Великой Отечественной войны степенный, рассудительный ездовой Степан Иванович Рассохин напевал нескончаемую песенку:


Хохлома, Хохлома, Волжская сторона...


Степан не взял у старшины алюминиевую ложку, смущенно пробормотал: «Своя есть. Запасливый солдат без своей ложки не ходит». Получив порцию аппетитной, вкусной гречневой каши, ездовой неторопливо достал из темного зеленого вещмешка деревянную ложку. Ах, что это была за ложка: ручка золотистая, по темному черенку рассыпаны цветы — лепестки золотые, венчики красные, по краям ободка нанесены алые рябиновые ягоды и чернозубчатые листочки.

Рассохинская ложка как-то сразу полюбилась всем. Глядя на нее, солдаты вспоминали о невероятно далеком доме, о родных местах, где такое неоскудевающее приволье, где цветы и радость, где их ждут самые близкие — матери, жены, дети. В минуты откровенности ездовой задушевно и неторопливо рассказывал: «Ложкарь я кержацкий. И батя, и дед, и прадед в семеновских местах ложкарили. Была у нас такая присказка: наша ложка узка, таскает по три куска, надо б ложку развести, чтоб таскала по шести...»

Когда окровавленного Рассохина рослые санитарки понесли на носилках к медицинской двуколке, ребята положили ему под голову вещмешок. Ездовой чуть приподнял русую курчавую голову и спросил:

— Ложку-то, ребята, не забыли?

Все по-доброму заулыбались и закричали:

— Нет, в мешке она...

Рассохин развязал узел мешка, достал ложку и сказал спокойно и серьезно:

— На память, ребята. Лихом не поминайте!

Несколько месяцев спустя мне писали из батальона в госпиталь побратимы, что рассохинской ложкой, сделанной в Семенове, в Заволжье, они ели гречневую кашу, сваренную в походном котле, стоявшем в мае сорок пятого года у стен рейхстага в Берлине. С Рассохиным мы больше не встречались.

(Из книги Евгения Осетрова «Живая древняя Русь»)

1. Прочитайте текст.

2. Определите, к какому стилю и типу речи относится текст? (Литературно-художественный, повествование)

3. Определите тему и основную мысль текста.

( Тема текста –

Идея -

4. Выпишите предложения с определениями, расставьте знаки препинания. Объясните значение слов: ездовой, ложкарь, двуколка, курчавый, побратим.


4.Устно. Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. В каких предложениях определения являются неоднородными? Однородными?


Березовую…(липовую) хохломскую посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке (порода дерева).Станок был водяным или ….(ручным).( характер станка). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем красной (белой)… глины, чтобы древесина не впитывала в себя льняное масло (цвет). Хохломская (деревянная) посуда становилась похожей на глиняную (материал).Затем ее покрывали оловянным …(алюминиевым) порошком, и деревянная посуда блестела, как серебряная(металл). После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в (большая)…горячую печь (размер). Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый … (огненный) блеск (цвет).





Б)«Угадай вид росписи» (Презентация.Слайд№)


В)Проверка понимания и степени усвоения материала по теме.


Тест «Однородные неоднородные определения»


Задание: укажите однородные определения


1.Ярославские, костромские умельцы

2.Домашняя деревенская обстановка

3.Алые рябиновые ягоды

4. Яркая нарядная роспись


1.Деревянные расписные ложки

2.Деревянные, глиняные сувениры

3.Знаменитая хохломская роспись

4.Весёлые красно-золотые изделия



1.Первые хохломские чашки

2.С позолоченным, посеребренным бортиком

3.Красивый растительные орнамент

4.Умелые русские мастера


1.Древнейший художественный промысел

2.Золотая кудрявая роспись

3.Декоративное прикладное искусство

4.Липовая, берёзовая посуда


1.Определенное цветовое сочетание

2.Богатый растительный мир

3.Необычный сказочный вид

4 .Городецкие, вятские, тульские мастера


Самопроверка: 1. Ярославские, костромские умельцы

2.Деревянные, глиняные сувениры

2.С позолоченным, посеребренным бортиком

4.Липовая, берёзовая посуда

4 .Городецкие, вятские, тульские мастера







Итог урока


Хохломские ложки считались хорошими подарками. Находясь в заточении протопоп Аввакум писал своим единоверцам - отцам поморским: «Пришлите мне какой-нибудь гостинец: ковш, или ложку, или что»).

Ложки изготовлялись в больших количествах: ложка у каждого была своя.

Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

«Наигрыши» (музыкальный фрагмент, обучающиеся играют в ложки)


Работа с эпиграфом


Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне !

В.Боков


1.Оправдан ли эпиграф сегодняшнего урока?

Любое произведение декоративно-прикладного искусства – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.






















1.Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет. (Знаки препинания не расставлены)


Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так появились первые хохломские чашки, украшенные пышными золотисто-желтыми красными цветами и тонкими изящными веточками.

Н.Бедник «Хохлома»



2.Выпишите в 2 столбика словосочетания с однородными и неоднородными определениями. Объясните устно свой выбор.

(Знаки препинания не расставлены)

Широкие просторы России с их обильным разноцветьем лугов, многообразием нежных полевых цветов и солнечной сочной спелостью ягод издавна воспевались в русских народных песнях и сказках, оживали в ярких нарядных росписях.

В селе Сёмино Горьковской области работают мастера, которые украшают деревянные изделия традиционной хохломской росписью. Хохлома – один из древнейших русских художественных промыслов.

Хохломскую нарядную роспись всегда можно узнать по определённому цветовому сочетанию. Существует ещё немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных глиняных жестяных фарфоровых изделий.

(из учебника «Изобразительное искусство»)

4.Устно. Предлагаю вашему вниманию текст, в котором говорится о технологии изготовления хохломской посуды. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. В каких предложениях определения являются неоднородными? Однородными?


Березовую…хохломскую посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке (порода дерева). Станок был водяным или ...

( характер станка). Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем красной глины, чтобы древесина не впитывала в себя льняное масло (цвет). Хохломская посуда становилась похожей на глиняную (материал).Затем ее покрывали оловянным …порошком, и деревянная посуда блестела, как серебряная (металл). После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться вгорячую печь (размер). Под влиянием высокой температуры лак темнел, а серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый …блеск (цвет).




Я люблю тебя, Хохлома!

Даже не знаю, когда я впервые увидел тебя. Думается, мы знакомы всю жизнь. Я помню груды черно-золотистых золотисто-красных мисок, продаваемых на шумных базарных площадях возле волжских пристаней. Как искрились на солнце золотистые узоры посуды, ярче которой, наверное, ничего не было в маленьком небогатом среднерусском городе!

Никогда не забуду, как в нашем гвардейском батальоне во время Великой Отечественной войны степенный рассудительный ездовой Степан Иванович Рассохин напевал нескончаемую песенку:


Хохлома, Хохлома, Волжская сторона...


Степан не взял у старшины алюминиевую ложку, смущенно пробормотал: «Своя есть. Запасливый солдат без своей ложки не ходит». Получив порцию аппетитной вкусной гречневой каши, ездовой неторопливо достал из темного зеленого вещмешка деревянную ложку. Ах, что это была за ложка: ручка золотистая, по темному черенку рассыпаны цветы — лепестки золотые, венчики красные, по краям ободка нанесены алые рябиновые ягоды и чернозубчатые листочки.

Рассохинская ложка как-то сразу полюбилась всем. Глядя на нее, солдаты вспоминали о невероятно далеком доме, о родных местах, где такое неоскудевающее приволье, где цветы и радость, где их ждут самые близкие — матери, жены, дети. В минуты откровенности ездовой задушевно и неторопливо рассказывал: «Ложкарь я кержацкий. И батя, и дед, и прадед в семеновских местах ложкарили. Была у нас такая присказка: наша ложка узка, таскает по три куска, надо б ложку развести, чтоб таскала по шести...»

Когда окровавленного Рассохина рослые санитарки понесли на носилках к медицинской двуколке, ребята положили ему под голову вещмешок. Ездовой чуть приподнял русую курчавую голову и спросил:

— Ложку-то, ребята, не забыли?

Все по-доброму заулыбались и закричали:

— Нет, в мешке она...

Рассохин развязал узел мешка, достал ложку и сказал спокойно и серьезно:

— На память, ребята. Лихом не поминайте!

Несколько месяцев спустя мне писали из батальона в госпиталь побратимы, что рассохинской ложкой, сделанной в Семенове, в Заволжье, они ели гречневую кашу, сваренную в походном котле, стоявшем в мае сорок пятого года у стен рейхстага в Берлине. С Рассохиным мы больше не встречались.

(Из книги Евгения Осетрова «Живая древняя Русь»)

1. Прочитайте текст, какие непонятные слова вы встретили в тексте?

2.Определите, к какому стилю и типу речи относится текст?

3. Определите тему и основную мысль текста.

4. Выпишите предложения с определениями, расставьте недостающие знаки препинания.

Тест «Однородные неоднородные определения»


Задание: укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены)


1.Ярославские костромские умельцы

2.Домашняя деревенская обстановка

3.Алые рябиновые ягоды

4. Яркая нарядная роспись


1.Деревянные расписные ложки

2.Деревянные глиняные сувениры

3.Знаменитая хохломская роспись

4.Весёлые красно-золотые изделия



1.Первые хохломские чашки

2.С позолоченным посеребренным бортиком

3.Красивый растительные орнамент

4.Умелые русские мастера


1.Древнейший художественный промысел

2.Золотая кудрявая роспись

3.Декоративное прикладное искусство

4.Липовая берёзовая посуда


1.Определенное цветовое сочетание

2.Богатый растительный мир

3.Необычный сказочный вид

4 .Городецкие вятские тульские мастера





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Нургалеева Анна Владимировна

Дата: 20.05.2015

Номер свидетельства: 213791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства