Просмотр содержимого документа
«Тема: «Обобщение материала, изученного в разделе «Речь». Урок русского языка в 8 классе по программе М.М.Разумовской »
Тема: «Обобщение материала, изученного в разделе «Речь»»
Урок русского языка в 8 классе по программе М.М.Разумовской
Цели:
Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить известное учащимся по данной теме, тренировать практическое умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла.
Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, развивать логическое мышление и речь учащихся, расширять кругозор.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, формирование гражданской позиции, нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Задачи: проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью заданий выявить типичные ошибки; используя ЦОР, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. (Д.С.Лихачёв)
- Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачева? докажите свою точку зрения.
Обсуждение эпиграфов к уроку.
Язык – инструмент, необходимо знать его,
хорошо им владеть.
М.Горький.
Сила речи состоит в умении
выразить многое в немногих словах.
Плутарх.
- Язык и речь. Это слова-синонимы? (Нет. Учащиеся доказывают свои ответы, используя тип речи рассуждение). Слайд №5.
- Сегодня на уроке мы будем работать с понятиями раздела «Речь». (Объявляется тема урока, его цели и задачи).
- Вспомним формы речи. Слайд №6.
- А что является единицей речи? На данном уроке мы поработаем и с предложениями, и с текстами.
Создание проблемной ситуации.
Предъявление учащимся псевдотекста (на каждой парте отпечатанный текст, цветные карандаши).
Задание: прочитайте и подумайте над тем, что за языковая единица перед вами.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). “Вон человек, что скажешь ты о нем?” - спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Вопросы после предъявления текста:
- Можно ли понять мысль автора?
- Что осложняет наше понимание?
- Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
Повторение теории текста.
- Что такое текст? Слайды №7-9. (Определение текста, основные признаки текста)
- Текст характеризуется стилевой и типологической принадлежностью. Слайд №10.
- Характеристика стилей. Слайды №11-15.
Практическая работа по определению стилевой принадлежности текста.
В ходе определения стилей по фрагментарным признакам и обсуждения из псевдотекста ученики в своих листах выделяют исходные тексты, раскрашивая их цветными карандашами (маркерами) (красный – официально - деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный). После выполнения каждого задания предъявляются полученные тексты.
Слайды №16-18 официально-деловой стиль.
Стиль – официально-деловой.
Цель – сообщение, передача деловой информации.
Подстиль – законодательный.
Жанр – закон (Конституция – основной закон государства).
Стилевые черты:
точность, не допускающая иного толкования;
долженствующе-предписывающий характер (использование инфинитива “не должно нарушать”;
“обезличенность”, неличный характер (не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида “признаются, гарантируются”;
общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);
полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);
экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).
Языковые средства:
использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;
Интеллигентность.
Интеллигентный – образованный, культурный.
Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?
Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?
Долг – обязанность.
Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Нравственное здоровье.
Нравственный – соблюдающий правила нравственности; относящийся к внутренней духовной жизни человека.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения
фразеологический оборот “белая ворона”;
цитата;
лексические повторы;
восклицательные, вопросительные предложения;
глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать, тренировать);
составные именные и глагольные сказуемые.
Слайды №22-24 художественный стиль.
Стиль – художественный.
Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.
Стихотворение, написанное в форме диалога.
Какую картину вы представили, когда читали его?
Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? (рифма, ритм, разговорная интонация)
использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,
использованы синонимы: друг, товарищ,
связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.
Когда происходят эти события? (в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени “спросил, ответил”).
О чем заставляет нас задуматься поэт? (об отношении к людям).
Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?
Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора?
Друг – 1 тот, кто связан с кем-то дружбой,
2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку.
Товарищ – человек, близкий кому –нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому –нибудь.
Слайды №25-26 научный стиль.
Стиль – научный.
Задачи речи: сообщить сведения, имеющие теоретическое значение (объяснить суть процесса растворения в воде, доказав, что вода – хороший растворитель).
Стилевые черты: высказывание обобщенное (в нем говорится о воде, как о веществе),
точное
доказательное
беспристрастное (в нем не выражено авторское отношение).
Языковые средства:
книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением (строение, движение, растворение)
термины (молекулярное строение, электрические свойства молекул, молекулярное притяжение)
глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного действия (чувствует, ослабляется)
простые распространенные предложения
Физкультминутка.
Упражнения для глаз и плеч.
1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1- 4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2.Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6-8 раз. Расслабить плечи.
Повторение типологии текста.
- Анализируя тексты, мы говорили о типологической принадлежности текстов. Давайте дадим характеристику типам течи.
Слайды №28-29 повествование,
№30-31 описание,
№32-33 рассуждение.
Практическая работа по определению стилевой и типологической принадлежности текста (ответы – слайд 34). Работа в группах. Карточки с распечатанным текстом раздаются на столы.
Определите стиль и тип речи.
Что такое liberte? Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все что угодно в пределах закона. Когда можно делать все что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно. Что ж из этого следует? А следует то, что, кроме свободы, есть еще равенство, и именно равенство перед законом.
2. За голубым альпийским лугом вставали огромные синие ели; их раздвигал, разгонял, прижимал то слева, то справа белый ручей-река, словно гнал вниз это еловое стадо: суровый лес начинал круглеть, кудрявиться, разливаясь в мягко волнующееся лиственное море, и глубокая сапфировая по цвету лохань долины, тихая и сплошная, лежала в самой глубине, а за ней вставали, так же медленно обретаясь, горы.
3. Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык; совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в одном произведении, произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь.
4. Вначале Репин шел по стопам Василия Перова, строя композицию на контрасте заплывших благополучием попов и нищих — забитых крестьян. Потом был «Крестный ход в дубовом лесу», где главный акцент делался на колористических эффектах — пестрая поляна, сочная зелень, солнце, пробивающееся сквозь листву, и проч... И наконец, в третьем варианте, «Крестный ход в Курской губернии», Репин отказывается от прежней красочности и от лобовых классовых сравнений.
5. Если бы область человеческого знания ограничивалась одним отвлеченным мышлением, то, подвергнув критике то объяснение власти, которое дает наука, человечество пришло бы к заключению, что власть есть только слово и в действительности не существует. Но для познания явлений, кроме отвлеченного мышления, человек имеет орудие опыта, на котором он проверяет результаты мышления. И опыт говорит, что власть не есть слово, но действительно существующее явление.
6. На Арбате — весна. Нынче такая запоздалая, робкая, переменчивая, она все-таки берет свое. Временами то снег, то дождь обрушиваются на тротуарную плитку, но тут же из-за туч выглядывает солнце, радуя прогулочный народ, который бродит взад-вперед, ест чипсы, приценивается к сувенирам, разглядывает картины, заполняет кафе... Привычный ритм и облик самой московской из московских улиц. Но многие из тех, кто помнит ее 30—40-летней давности, наверняка испытывают чувство ностальгии. Этот Арбат тоже новый — с его тотальной пешеходностью, туристской подноготной, рядом похожих на театральную декорацию фонарей, многоэтажными комодами, построенными и строящимися, которые, несмотря на запреты, все-таки прорвались сюда.
7. Рыжий, востроносый Макс вышел на площадку тоже. Подметал. В углу заметил золотой луч. Нагнулся. Кольцо. Спрятал в жилетный карман. Юрко огляделся, не видел ли кто. Спина Лужина в пройме двери была неподвижна. Макс осторожно вынул кольцо: при смутном свете разглядел прописное слово и цифры, вырезанные снутри. Подумал: «По-китайски...» А на самом деле было: «1 августа 1915г. Алексей». Сунул кольцо обратно в карман.
Виды связи предложений в тексте.
- Мы рассматривали тексты. Они состоят из предложений. Давайте вспомним два основных вида связи предложений в тексте. Слайд №35.
Практическая работа по определению видов связи. Слайды №36-37.