А теперь попробуйте определить лицо глагола,время.
-А почему?
-А потоиу,что это н.ф.г.
-Прочитайте на отдельных карточках слова:выкопал,выдержал,угрожает,зашагает,стемнеет,сбегут,решить,беречь,привезти.
-Распределите их по временам в три столбика.-Проверяем.Какая возникла прблема?Слова "с решить,беречь,привезти "не попали ни в одну из колонок.Ваши предположения.
-Кто догадался,что мы будем исследовать на уроке?
Новая тема.
-Вернёмся к нашим глаголам.Попробуем определить время,число.(Дети дают ответы)
Форма глагола,которая не указывает на время,число называется н.ф.г.
Игра"Кто самый внимательный"?
На доске записаны слова-Ходить,ходит,плясать,пляшет,кровать,косить,нести,скатерть,плести,кости,грусть,лошадь,медь,стеречь.-
Выписать только глаголы в н.ф.г.
-Какой сделаем вывод?Сверим по учебнику стр 180.
6.Физминутка для глаз.
7.Закрепление.упр 413
Игра "Будь внимателен"!
Зарубить на носу-запомнить
Клевать носодремать
Пропустить мимо ушей-прослушать
Всавлять палки в колёса-мешать
Делать из мухи слона-преувеличивать
Обвести вокруг пальца-обмануть
Держать язык за зубами-молчать
-Заменить фразеологизмы г н ф.
Карточка.
Списать текст.Глаголы,данные в скобках,заменить г н ф.Подчеркнуть глаголы.
Когда просыпаешься,нельзя(лежу)в постели,Надо сразу (встаю)и (сделаю)зарядку.Упражнения нужно (выполняю)медленно.Между упражнениями необходимо (делаю)небольшие паузы для отдыха.Нельзя(задерживаю)дыхание,надо(дышу)ровно,спокойно.Зарядку нужно (делаю)при открытой фортлчке.
-Что нового узнпли о глаголе?
Рнфлексия.
-Какое открытие сделали?
-Что было самым трудным?Что помогло преодолеть трудность?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:Неопределённая форма глагола. »
Глагол
ГЛАГОЛ -
это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Вид глагола
Совершенный
Что сделать?
Несовершенный
Что делать?
рисовать
петь
нарисовать
спеть
Время глаголов
Настоящее
Прошедшее
Будущее
Что делает?
Что делаем?
Что делают?
Что делал?
Что делали?
Что делала?
Что сделает?
Что сделают?
Что будем
делать?
Играет
Играем
Играют
Играл
Играли
Играла
Сыграет
Сыграют
Будем играть
Спряжение глаголов
2 спряжение
1 спряжение
Глаголы с ударными
окончаниями: -у, -ю, -ишь,
-ит, -ите, -ат, -ят.
Глаголы, в безударном
положении оканчивающиеся
на – ить
Глаголы-исключения:
смотреть, видеть, обидеть,
Глаголы с ударными
окончаниями: -у, -ю, -ешь,
-ёшь, -ем, -ём, -ете, -ёте,
-ут, -ют.
Глаголы, в безударном
положении
оканчивающиеся на –ать,
-ять, -уть, -оть, -ыть.
Глаголы-исключения:
ненавидеть, зависеть,
вертеть, терпеть; гнать,
слышать, держать, дышать
брить, стелить
Не с глаголами
Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
Глаголы-исключения:
ненавидеть, недоумевать, негодовать .
Правописание –тся и –ться в глаголах
Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется.
Миша (что делает?) радуется.
Способны (что делать?) учиться.
Лицо глаголов
Формы лица в глаголе показывают , какому лицу приписываются действия:
говорящему – 1 лицо ,
собеседнику – 2 лицо ,
тому лицу , о котором идёт речь – 3лицо .
Три лица различаются и во множественном числе. Во множественном числе действие приписывается нескольким лицам или предметам. В настоящем и будущем времени личные формы образуются посредством личных окончаний:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
-у, -ю, -ем,
-ём, -им
-ешь, -ёшь,
-ете, -ёте,
-ишь, -ите
-ет, -ёт, -ит,
-ут, -ют,
-ат, -ят
Безличные глаголы -
это глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.
Нездоровится,
не сидится.
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на - ываю (- иваю ), то в
неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс – ыва - (- ива -).
Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на – ую (- юю ), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс – ова - (- ева -).
Советовать, советовал – советую .
Буквы е – и в корнях с чередованием
В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если после корня стоит суффикс -а-.