kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема:Неопределённая форма глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация знаний о глаголе.

1.Орфографический диктант.

Врачом,огурцы,цыц,растение,разбить.распить,предложение,прилагательное,цирк,акация,расчёска,кыжовник,жюри,парашют,здание,здесь,ростовщик.

2.Вспомните всё,что знаете о глаголе.

3.Наблюдение.

-Образуйте от сущ-ых глаголы с  суффиксами -ся-сь

Увлечение,удивление,наслаждение,раздражение,удаление.

Что получилось,записываем  на доске и в тетрадях.

А теперь попробуйте определить лицо глагола,время.

-А почему?

-А потоиу,что это н.ф.г.

-Прочитайте на отдельных карточках слова:выкопал,выдержал,угрожает,зашагает,стемнеет,сбегут,решить,беречь,привезти.

-Распределите их по временам в три столбика.-Проверяем.Какая возникла прблема?Слова "с решить,беречь,привезти "не попали ни  в одну из колонок.Ваши предположения.

-Кто догадался,что мы будем исследовать на уроке?

Новая тема.

-Вернёмся к нашим глаголам.Попробуем определить время,число.(Дети дают ответы)

Форма глагола,которая не  указывает на время,число называется н.ф.г.

Игра"Кто самый внимательный"?

На доске записаны слова-Ходить,ходит,плясать,пляшет,кровать,косить,нести,скатерть,плести,кости,грусть,лошадь,медь,стеречь.-
Выписать только глаголы в н.ф.г.

-Какой сделаем вывод?Сверим по учебнику стр 180.

6.Физминутка для глаз.

7.Закрепление.упр 413 

Игра "Будь внимателен"!

Зарубить на носу-запомнить

Клевать носодремать

Пропустить мимо ушей-прослушать

Всавлять палки в колёса-мешать

Делать из мухи слона-преувеличивать

Обвести вокруг пальца-обмануть

Держать язык за зубами-молчать

-Заменить фразеологизмы г н ф.

Карточка.

Списать текст.Глаголы,данные в скобках,заменить г н ф.Подчеркнуть глаголы.

Когда просыпаешься,нельзя(лежу)в постели,Надо сразу (встаю)и (сделаю)зарядку.Упражнения нужно (выполняю)медленно.Между упражнениями необходимо (делаю)небольшие паузы для отдыха.Нельзя(задерживаю)дыхание,надо(дышу)ровно,спокойно.Зарядку нужно (делаю)при открытой фортлчке.

-Что нового узнпли о глаголе?

Рнфлексия.
-Какое открытие сделали?

-Что было самым трудным?Что помогло преодолеть трудность?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема:Неопределённая форма глагола. »

Глагол

Глагол

ГЛАГОЛ -  это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

ГЛАГОЛ -

это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Вид глагола  Совершенный Что сделать? Несовершенный Что делать? рисовать петь нарисовать спеть

Вид глагола

Совершенный

Что сделать?

Несовершенный

Что делать?

рисовать

петь

нарисовать

спеть

Время глаголов Настоящее Прошедшее Будущее Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что делали? Что делала? Что сделает? Что сделают? Что будем делать? Играет Играем Играют Играл Играли Играла Сыграет Сыграют Будем играть

Время глаголов

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Что делает?

Что делаем?

Что делают?

Что делал?

Что делали?

Что делала?

Что сделает?

Что сделают?

Что будем

делать?

Играет

Играем

Играют

Играл

Играли

Играла

Сыграет

Сыграют

Будем играть

Спряжение глаголов 2 спряжение  1 спряжение Глаголы с ударными окончаниями: -у, -ю, -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят. Глаголы, в безударном положении оканчивающиеся на – ить  Глаголы-исключения:  смотреть, видеть, обидеть, Глаголы с ударными окончаниями: -у, -ю, -ешь, -ёшь, -ем, -ём, -ете, -ёте,  -ут, -ют. Глаголы, в безударном положении оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть. Глаголы-исключения:  ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть; гнать, слышать, держать, дышать брить, стелить

Спряжение глаголов

2 спряжение

1 спряжение

Глаголы с ударными

окончаниями: -у, -ю, -ишь,

-ит, -ите, -ат, -ят.

Глаголы, в безударном

положении оканчивающиеся

на – ить

Глаголы-исключения:

смотреть, видеть, обидеть,

Глаголы с ударными

окончаниями: -у, -ю, -ешь,

-ёшь, -ем, -ём, -ете, -ёте,

-ут, -ют.

Глаголы, в безударном

положении

оканчивающиеся на –ать,

-ять, -уть, -оть, -ыть.

Глаголы-исключения:

ненавидеть, зависеть,

вертеть, терпеть; гнать,

слышать, держать, дышать

брить, стелить

Не с глаголами  Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.  Глаголы-исключения:   ненавидеть, недоумевать, негодовать .

Не с глаголами

Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Глаголы-исключения:

ненавидеть, недоумевать, негодовать .

Правописание –тся и –ться в глаголах  Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется.  Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется.  Миша (что делает?) радуется.  Способны (что делать?) учиться.

Правописание –тся и –ться в глаголах

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед -ся буква ь пишется.

Миша (что делает?) радуется.

Способны (что делать?) учиться.

Лицо глаголов Формы лица в глаголе показывают , какому лицу приписываются действия:  говорящему – 1 лицо ,  собеседнику – 2 лицо ,   тому лицу , о котором идёт речь – 3лицо .

Лицо глаголов

Формы лица в глаголе показывают , какому лицу приписываются действия:

говорящему – 1 лицо ,

собеседнику – 2 лицо ,

тому лицу , о котором идёт речь – 3лицо .

Три лица различаются и во множественном числе. Во множественном числе действие приписывается нескольким лицам или предметам. В настоящем и будущем времени личные формы образуются посредством личных окончаний: 1 лицо 2 лицо 3 лицо -у, -ю, -ем, -ём, -им -ешь, -ёшь, -ете, -ёте, -ишь, -ите  -ет, -ёт, -ит, -ут, -ют, -ат, -ят

Три лица различаются и во множественном числе. Во множественном числе действие приписывается нескольким лицам или предметам. В настоящем и будущем времени личные формы образуются посредством личных окончаний:

1 лицо 2 лицо 3 лицо

-у, -ю, -ем,

-ём, -им

-ешь, -ёшь,

-ете, -ёте,

-ишь, -ите

-ет, -ёт, -ит,

-ут, -ют,

-ат, -ят

Безличные глаголы -  это глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.  Нездоровится,  не сидится.

Безличные глаголы -

это глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

Нездоровится,

не сидится.

Правописание гласных  в суффиксах глаголов Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на - ываю (- иваю ), то в  неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс – ыва - (- ива -).  Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на – ую (- юю ), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс – ова - (- ева -).   Советовать, советовал – советую .

Правописание гласных в суффиксах глаголов

  • Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на - ываю (- иваю ), то в

неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс – ыва - (- ива -).

Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на – ую (- юю ), то в неопределённой форме и в прошедшем времени надо писать суффикс – ова - (- ева -).

Советовать, советовал – советую .

Буквы е – и в корнях с чередованием  В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если после корня стоит суффикс -а-. избирать – изберу запирать – запер отдирать – отдеру вытирать – вытер замирать – замер расстилать - расстелю  -бер- - -бира- -пер- - -пира- -дер- - -дира- -тер- - -тира- -мер- - -мира- -стел- - -стила-

Буквы е – и в корнях с чередованием

В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если после корня стоит суффикс -а-.

избирать – изберу

запирать – запер

отдирать – отдеру

вытирать – вытер

замирать – замер

расстилать - расстелю

-бер- - -бира-

-пер- - -пира-

-дер- - -дира-

-тер- - -тира-

-мер- - -мира-

-стел- - -стила-

Глаголы переходные и непереходные переходные непереходные Сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Все остальные

Глаголы переходные и непереходные

переходные непереходные

Сочетаются или могут

сочетаться с

существительным,

числительным

или местоимением в

винительном падеже

без предлога.

Все остальные

Наклонение глагола   Изъявительное Условное Повелительное Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые  происходили, происходят или будут происходить на самом деле: Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит выполнить: создаю, создавал,  буду создавать,  создал, создала .  вылечил бы, сделали бы учи, бросайте, спрячьтесь

Наклонение глагола

Изъявительное

Условное

Повелительное

Глаголы в изъявительном

наклонении обозначают

действия, которые

происходили, происходят

или будут происходить

на самом деле:

Глаголы в условном

наклонении обозначают

действия, желаемые

или возможные при

определённых условиях:

Глаголы в

повелительном

наклонении обозначают

такие действия,

которые кто-то просит

выполнить:

создаю, создавал,

буду создавать,

создал, создала .

вылечил бы,

сделали бы

учи, бросайте,

спрячьтесь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема:Неопределённая форма глагола.

Автор: Альтергот Вера Николаевна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 176983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства