Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, СD для прослушивания, карта путешествия, картина Перова «Тройка», кораблики, карточки с понятиями, диск с песней А.Пугачевой «Куда уходит детство», сигнальные флажки.
Цели:
1.Образовательный аспект.
- формировать и развивать аналитические и коммуникативные навыки и умения.
- развивать умение осознанно воспринимать лирическое произведение
-развивать навыки монологической речи и аналитического мышления
-учить понимать стихотворную речь, слушать учителя и собеседника, анализировать прочитанный текст и находить ответы на вопросы
-развивать умения информативного чтения
-познакомить учащихся с историей создания стихотворения,
-активизировать читательский опыт и развивать речь путем объяснения значения новых слов и выражений
2.Воспитательный аспект.
- развивать у учащихся осознанное понимание прочитанного текста, воспитывать чувство партнерства в чтении диалогов
-воспитывать доброту, сострадание, умение видеть авторскую позитивную и негативную мотивацию в изображении детства крестьян
3.Развивающий аспект.
- развитие умения работать в группе и в парах
-развитие умения конкретно и аргументировано отвечать на вопросы
-развитие читательского вкуса и умения читать ритмичную стихотворную речь. Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Использование компьютера и наглядности оправдано
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».»
Урок литературы в 5 классе
Учителя русского языка и литературы
МКОУ СОШ №4 пос. Анджиевский
Минераловодского района
Потапенко Л.Н.
Тема: Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». «И вижу я себя ребенком…». (Урок-путешествие)
Цели:
проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;
развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, повышать интерес к творчеству Некрасова.
Оборудование: карта путешествия, картина Перова «Тройка», кораблики, карточки с понятиями, диск с песней А.Пугачевой «Куда уходит детство», сигнальные флажки.
Орг.момент.
Индукция.
Песня «Куда уходит детство».
Слово учителя.
Да, удивительная эта пора – детство. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В детстве мы верим в романтическую мечту, мечтаем о приключениях, удивительных странах и материках, таинственных островах, еще не найденных сокровищах. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы побывать на островах, проплыть по великой русской реке Волге, насладиться живописной красотой русской природы.
Итак, представьте, что вы – отдельные команды, выберите себе капитанов, а я, с вашего разрешения, буду штурманом, человеком, который управляет судном.
Рефлексия.
Капитаны! К каким островам причалили ваши кораблики? Прикрепите их на доску у выбранного вами острова.
Определение темы и целей урока.
Ребята, почему мы отправились в путешествие по Волге? Какое отношение это имеет к теме нашего урока?
Анализ произведения.
Пристань село Грешнево Ярославской губернии
Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века.
Ролевая игра.
Представьте, что вы выступаете в роли экскурсоводов. Расскажите, что вам известно о детстве поэта, о его матери, об отношении мальчика с крестьянскими ребятишками, о его любимых занятиях и увлечениях.
Выступления учащихся.
Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.
Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.
Учащийся 3. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».
Некрасов во многих своих произведениях затрагивает тему детства, с одним из которых мы познакомились на прошлом уроке – это стихотворение
« Крестьянские дети».
Пристань художественного чтения. Первичное восприятие стихотворения. Слушаем диск к учебнику.
Пристань Рассуждений
Какой сценой начинается стихотворение? (выразительное чтение). Как определить, что автор доволен ночлегом?
С каким чувством автор описывает детей? Какие слова использует для их описания?
Как вы понимаете выражение «коснулось души умиленье»?
Чтение диалога детей по ролям.
Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался?
Поэт слышит их разговор, но не обижается. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.
Выразительное чтение.
Словарная работа.
Дежурный по словарю зачитывает понятия.
Вирши – стихотворения.
Вереница – ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.
Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?
Перечитайте, как Ванюша радуется труду. Как вы понимаете выражение «Обернуть мы обязаны кстати другою стороною медаль»?
Пристань Здоровья.
Физкультминутка.
Звучит музыка.
Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны).
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками).
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте).
Ищем ракушки в песке. (Наклоны).
И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания).
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок. (Дети садятся за парты).
Пристань юных театралов
Какой сценой заканчиваются воспоминания героя?
Инсценировка отрывка.
Словарная работа.
Чинный – важный.
С ноготок – очень маленький.
О чем говорит описание его внешнего вида? ( Вид у него грозный, он не идет, а «шествует важно», чрезмерно серьезен. Одежда ему велика, видно, отцовская. Он очень много работает. Честь и хвала ему за это! Автор рассказывает о Власе с восхищением и любовью, называет его «парнище», «мужичок», «малюточка».
В подтверждение сказанному, я хочу прочитать строки, которые вы не найдете в учебнике, так как текст дан в сокращении. В них выражена авторская позиция.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы…
Действительно, стихотворение «Крестьянские дети» - это произведение о тяжелом детстве крестьянских ребятишек, об их жизни, труде.
Но поэт изобразил своих любимцев всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Почему? Потому что он относится к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоится за их судьбу. Давайте зачитаем строки, где показаны положительные, а затем отрицательные стороны жизни крестьянских детей.
С какими же чувствами автор описывает крестьянских детей? Что вызывает в нем жалость, негодование, сочувствие? Почему он беспокоится за судьбу крестьянских детей?
№ п/п
Положительная мотивация картин
№ п/п
Отрицательная мотивация картин
1
В их жизни так много поэзии слито
1
…низкого рода люди…
2
…до полдня грибы собирали.
2
…ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они…
3
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка – не драка, игра – не игра…
3
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему…
4
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко…
4
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
5
Гляди – уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
6
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
7
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…
8
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды…
Пристань Живописи
Рассмотрите картину Перова «Тройка». Какое впечатление она производит? Какой цветовой фон – светлый, радостный или темный, мрачный? Каково выражение лица главного героя? Как выглядят остальные дети? В чем схожесть со стихотворением «Крестьянские дети»?
Наше путешествие медленно приближается к своему завершению. Последняя наша остановка
Пристань Творчества
Своеобразным «трапом» для перехода из 19 в 21 век, я думаю, станет для вас стихотворения.
Чтение наизусть.
Мир, в котором я живу.
Полон красок и цветов,
Песен птиц и ручейков.
А еще вместились в нем
Мама, папа и сестричка,
Мой родной любимый дом,
Где живем мы вчетвером.
Чтобы мир мой сохранить,
Нужно дружно-дружно жить.
Я хочу достать звезду,
Яркую такую,
Чтобы жизнь она мою
Сделала счастливой.
Я хочу дарить добро,
Светлое такое.
Чтобы было на Земле
Счастье неземное.
Я хочу найти любовь,
Крепкую такую,
Чтобы жизнь моя была,
Как весна, красивой.
Обобщение.
Я думаю, что вы из сегодняшнего нашего путешествия поняли главное, что надо в любом возрасте оставаться человеком, быть добрым, чутким, уважительным, много работать над собой, всегда достигать своей цели и жить по совести.
Подведение итогов. Рефлексия.
Благодарю вас, ребята, за активное участие на уроке. Вы порадовали меня своими ответами и добросовестно подготовили свои индивидуальные домашние задания. Взгляните на карту. Капитаны, к каким островам вы причалите свои корабли?
Как оцениваете работу своих товарищей? ( Учащиеся сами выбирают «адмирала», «контр-адмирала».) «вице-адмирала».)
Домашнее задание.
Отрывок наизусть.
Аспектный анализ урока литературы в 5 классе Аспект Образовательный. Формирование общеучебных умений и навыков школьников Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся Ф.И.О. учителя: Потапенко Людмила Николаевна Класс: 5 Дата посещения: 20.12.2014 г. Тема урока: Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». (Урок-путешествие) Тип урока:урок-путешествие
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, СD для прослушивания, карта путешествия, картина Перова «Тройка», кораблики, карточки с понятиями, диск с песней А.Пугачевой «Куда уходит детство», сигнальные флажки.
Цели:
1.Образовательный аспект.
- формировать и развивать аналитические и коммуникативные навыки и умения.
- развивать умение осознанно воспринимать лирическое произведение
-развивать навыки монологической речи и аналитического мышления
-учить понимать стихотворную речь, слушать учителя и собеседника, анализировать прочитанный текст и находить ответы на вопросы
-развивать умения информативного чтения
-познакомить учащихся с историей создания стихотворения,
-активизировать читательский опыт и развивать речь путем объяснения значения новых слов и выражений
2.Воспитательный аспект.
- развивать у учащихся осознанное понимание прочитанного текста, воспитывать чувство партнерства в чтении диалогов
-воспитывать доброту, сострадание, умение видеть авторскую позитивную и негативную мотивацию в изображении детства крестьян 3.Развивающий аспект.
- развитие умения работать в группе и в парах
-развитие умения конкретно и аргументировано отвечать на вопросы
-развитие читательского вкуса и умения читать ритмичную стихотворную речь. Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Использование компьютера и наглядности оправдано
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока Учитель, используя компьютер, увеличивает лирический настрой детей, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем интереса
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока + иллюстратор = повышение уровня усвоения материала учащимися
Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
Программа наблюдения:
1. Организационный момент.
+ использование песни организовало учащихся, дало положительный настрой на урок
2. Введение в тему
+ с помощью вводного слова учителя удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока и цели
+ настрой на ролевую игру в экскурсоводов и капитанов кораблей
3.Этап актуализации знаний и постановка проблемы.
+активизирует внимание + наличие индивидуальной и групповой работ +использование исследовательского метода проблемного обучения
+ расширение и углубление знаний по творчеству Некрасова
+проведение физминутки
+ желание подражать актерскому чтению
4. Творческая работа
+соотнесение видов искусства: литературы и живописи
+ интеграция с уроками истории
5.Рефлексия урока.
+ развитие умения оценивать результат работы на уроке (прислушиваться к одаренным учащимся (адмиралам, контр-адмиралам, вице-адмиралам) + определение необходимости дальнейшего использования полученных в ходе работы знаний (для заучивания наизусть)
Вывод: развитие учащихся на уроке литературы осуществлялось в полной мере, разносторонне, были задействованы все ученики. Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание урока, его оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организаций учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с текстом способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательная активность, уровень усвоения и использования материала хороший. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены нормы педагогической этики и такта. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было, благодаря смене видов деятельности и форм работы, проведению физминутки. Учителю в ходе всего урока удалось актуализировать знания учащихся, необходимые для решения целей урока, создать положительную мотивацию на дальнейшее обучение, что говорит о его профессионализме и мастерстве.