kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология написания сочинения-рассуждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен как мастер-класс для учителей города,Используя данную технологию,я обучаю учащихся успешно справляться с творческой работой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология написания сочинения-рассуждения.»

Урок русского языка в 12 классе вечерней школы.

Технология написания сочинения - рассуждения по предложенному тексту.

Цель: обучение написанию сочинению – рассуждению по тексту (задание 25 ЕГЭ), используя определенный алгоритм.

Задачи:

1) подготовить рабочие материалы для написания сочинения – рассуждения;

2) закрепление основных навыков, умений и знаний учащихся работы с текстом;

3) развитие коммуникативной компетенции учащихся;

4) воспитание толерантного отношения друг к другу.

Оборудование: презентация по теме урока, высказывания о счастье известных людей, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент (приветствие учащихся, сообщение темы урока, цель урока ставится самими учащимися).

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я счастлива, что снова вижу вас на моем уроке. Начать занятие мне бы хотелось с вопроса: что такое счастье? (С помощью метода ассоциации учащиеся подбирают синонимы к слову счастье; последним отвечает ученик, который на предыдущем уроке получил опережающее задание выписать из словаря В. И Даля толкование слова «счастье»).

2. Беседа учителя с учащимися

- Почему люди стремятся к счастью?

- Многие писатели, поэту, публицисты писали, пишут и будут писать на эту тему. Вспомним высказывания некоторых из них (обращаем внимание на доску, где записаны высказывания).

Счастье достается тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи)

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь. (Лев Толстой)

Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо еще заслуживать его. (Виктор Гюго)


- Как вы понимаете смысл слов великих предшественников?

3. Мультимедийная презентация (дан текст «Счастье», учащиеся определяют цель урока).

Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.


Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» И еще – «вникай сам».


В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда. (по В. Розову)

а) Фронтальный опрос.

- Что такое текст? ( От лат. «ткань», сочетание слов, речевое произведение).

- Что необходимо сделать, чтобы понять содержание текста? ( Определить тему, основную мысль).

- Что такое микротема? ( часть общей темы).

- Как графически оформляется текст? ( С помощью абзацев).

- Как соотносятся абзацы и микротемы? ( Микротема оформляется в 1 абзац, микротема может быть заключена в 2-х абзацах, абзац может содержать несколько микротем).

б) Работа с текстом. Текст читается учителем или хорошо подготовленным учащимся.

- Общая характеристика текста.

- Тема: счастье.

- Стиль: публицистический.

- Жанр: эссе.

- Тип речи: рассуждения с элементами повествования.

- С чего начинаем писать сочинение по тексту? ( С лирического вступления: отталкиваемся от ключевых слов и понятий. Обращаем внимание на алгоритм работы с текстом. У каждого учащегося есть такая памятка).

- Формулируем проблему:

а) нумеруем абзацы;

б) делим текст на части (микротемы);

в) читаем каждую часть и ставим к ней вопросы ( это и есть проблемы поставленные автором);

г) выбираем центральную проблему.

4. Комментарий к проблеме.

- Что делает автор?

- Как он раскрывает проблему?

- Актуальна ли она?

( В рабочие тетради записываем формулировку проблемы и комментарий).

5. Определяем позицию автора ( находим ответы на вопросы, поставленные в каждой части; каждой проблеме соответствует определенная позиции автора; находим ту позицию, которая соответствует центральной проблеме; вспоминаем речевые клише; записываем в рабочею тетрадь правильное определение позиции автора).

6. Домашнее задание: записать в рабочие тетради 2 аргумента и общий вывод.

7. Заключительная часть урока ( подведение итогов, напутственное слово учащимся: стихотворение Сильвии Капутикян «Счастье»).

Папы знают: дети любят сласти. Потому для каждого так просто

Взять и подарить коробку счастья человечку маленького роста.

Ну, а взрослым? Им ведь тоже надо, чтобы кто-то, раз уж нету Бога

Изредка дарил кому-то радость, пусть не часто, пусть не очень много.

Если ты сегодня не умножил хоть на каплю чью-то радость в мире,

То считай, что день напрасно прожил,

Как незваный гость в чужой квартире.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Технология написания сочинения-рассуждения.

Автор: Юрлова Инна Анатольевна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства