Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на примере урока «Правописание слов с парными согласными по звонкости-глухости».»
Тема: Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце слова и перед глухим согласным.
Цель: систематизация и обобщение знаний о правописании слов с парными согласными по звонкости-глухости на конце слова и перед глухим согласным.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными по звонкости-глухости, которые нужно проверять перед написанием; создать условия для закрепления способов проверки этих слов: изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать другого и высказывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
- развивать умение удерживать учебную задачу на протяжении всего урока.
Личностные УУД:
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать навыки самооценки;
- прививать интерес к русскому языку.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте, умные девочки!
Здравствуйте, старательные мальчики!
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Проверьте всё ли готово: тетрадь, ручка, карандаш? А желание активно и дружно работать тоже готово? Тогда присаживаемся!
Актуализация знаний, минутка чистописания.
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, подумайте на какие две группы их можно разделить? (учитель, работа, дуб, петух, зубки, гриб)
- Кто выйдет к доске разделит их на группы с комментированием?(1-я: словарные слова, вторая: с парным по звонкости-глухости)
-Все согласны?
- Что общего у всех слов второй группы?(они оканчиваются на б, а слышим п).
- Запишите с начала первой строки букву б. А рядом букву, которая обозначает парный по звонкости-глухости звук.(п). Пропишите, чередуя их, до конца строки.
- Какие ещё пары по звонкости-глухости вы знаете?
- Сколько всего пар по звонкости-глухости?
Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемной ситуации.
-Хорошо!
- Вижу, парные согласные по звонкости-глухости вы знаете, тогда вы сможете мне помочь. С моими знакомыми второклассниками случилась интересная история. В школьной газете они прочли статью о выставке рисунков. Их заинтересовал один из описываемых рисунков, и они решили попробовать его нарисовать. Описание этого рисунка на доске. Слайд 3. Давайте прочитаем. "...особого внимания заслуживает рисунок Люси К. из второго класса "Волшебный сад". На нем автор изобразил поистине необычную картину. Феи и цветы кружатся в танце, а посреди этого кружения - мак…
- Но посмотрите, что у них получилось.(на доске два рисунка: 1)изображен в центре маг(волшебник), вокруг него цветы,феи; 2) в центре изображен мак (растение),вокруг него другие цветы,феи)
- Чем похожи эти рисунки, а чем отличаются?
- Ребята, увидев, что они нарисовали, начали спорить, кто из них прав и почему так произошло. Поможем им разобраться?
- Ребята, давайте найдём, что в тексте могло вызвать такую двусмыслицу?(слово мак)
- А почему именно это слово? Что в нём такого необычного?
- Значит, чтобы выяснить, кто из ребят прав, что нам нужно повторить?
- Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с парными согласными по звонкости-глухости)
- Какую цель урока перед собой поставим?(повторить правописание парных согласных)
- Какие задачи нам нужно решить для достижения этой цели? Ключевые слова: вспомнить, когда, как, повторить, потренироваться(вспомнить, когда и как нужно проверять парный согласный по звонкости-глухости; повторить каким должно быть проверочное слово; потренироваться в правописании парных по звонкости-глухости)
- Эта тема для вас нова? Определите на какой ступени вы находитесь по знанию правописания парных согласных на начало нашего урока. Отметьте себя галочкой на листе с лестницей успеха.
Обобщение и систематизация знаний.
- Итак, вернемся к проблеме. Давайте зафиксируем в виде схемы нашу ситуацию. Вы сказали, что всему виной парный по звонкости глухости. Запишим его в квадратных скобках посередине строки.
- Какими буквами может обозначаться этот звук? (г, к) нарисуем карандашом две стрелки и эти буквы.
- Соотнесите рисунок с нужной буквой. Пожалуйста, Миша. Покажите знаком плюс или минус, кто согласен.
- По-другому никто не думает? Объясните, как вы размышляли? Как доказать?(проверить)Чтобы прояснить смысл, нужно, чтобы звук слышался четко.
- А в каких случаях согласный по парности зв.-гл. звук слышится чётко?
- Итак, что нам нужно сделать, чтобы убедиться, где какой смысл? (подобрать проверочное слово: либо изменить само слово, изменив, например, число, либо подобрать однокоренное слово, так чтобы проверяемый звук стоял перед гласной или перед звонкой непарной).Всё, что вы сейчас вспомнили, схематично изображено на доске. Кто сможет по этой схеме ещё раз рассказать нам порядок действий, если нам встретилось слово, в котором парный согласный по зв.-гл. вызывает сомнения? Схема на доске. Слайд 4
- Давайте подберем проверочные слова к первому варианту, к слову мак: изменяет число: маки. подбираем однокоренное слово: маковый, маковка. Что нужно выделить в слове, раз мы подбираем однокоренные слова(дети предлагают варианты, выходят к доске, записывают) А вы у себя в тетради запишите слова в нужный столбик схемы.
- Теперь подберем к слову маг проверочные слова. (маги, магия, магический)
- А слово волшебник подходит?
- А слово магнит?
- Т.е. ничего связанного с волшебством и магией это слово не обозначает. Какой вывод? (Слово нам не подходит, оно не однокоренное)
- Ребята, так кто, получается, сделал правильный рисунок? (Миша) А как вы думаете, почему Петя нарисовал неправильный рисунок.
- Чему нас учат такие ситуации? (Помнить про правила русского языка не только на уроках, но и в жизни)
Физкультминутка.
- Если я называю слово, которое оканчивается парным по звонкости-глухости, то вы подпрыгиваете и хлопаете, если непарным – приседаете.
- В нашей истории, парный по звонкости- глухости был в каком месте слова?(на конце)
-А есть ещё случаи, когда нам нужно её проверять? (да, в середине слова, перед глухим согласным)
- А способы проверки такие же? (да)
- Работа в парах. Значит, вспомнили и повторили всё, что хотели, осталось потренироваться. Работать сейчас будете в парах. Как нужно работать в паре. У вас на партах лежит карточка со словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вставить буквы и определить, какое из этих слов проверочное для двух других. Запишите сначала слова, которые нужно проверять, а затем проверочное слово.
1 пара – гру…, погру…ка, гру…ить.
2 пара – морко..ь, морко..ный, морко…ка .
3 пара – са…овник, поса…ка, са… .
5 пара – похо…, обхо…, хо…ить.
6 пара – сторо…, сторо…ка, сторо…ить.
7 пара – зу.., зу..ки, зу..ной
8 пара – зага…ка, зага..очка, зага..ки
9 пара – шка…, шка…чик, шка…ы
- Проверяем. Зачитываете слова в том порядке, в котором они у вас записаны и называете букву, которую вставили. А остальные внимательно слушают, проверяют
и оценивают знаками.
- Вы все большие молодцы! Давайте оценим сложность этого задания. Кому было легко выполнять это задание плюс, кому сложно минус, а может у кого-то будет плюс-минус. И оцените теперь, как на ваш взгляд, удалась ли работа в парах. Выполняли задание совместно - плюс, каждый сам -.
- Молодцы! Что мы потренировались делать, выполняя это задание? А сейчас давайте поиграем. У вас у каждого на парте лежит одна буква. Я буду сейчас читать загадку, вы хором называете отгадку и ребята, у которых совпала его буква с буквой, которую нужно писать на конце в слове-отгадке, должен встать, показать нам эту букву и назвать проверочное слово. Понятно? Отгадки будут появляться на доске. Слайд 5-12
- Поехали.(отгадки на доске с пропущенной последней буквой)
Он высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (Жираф)
Мягкие лапки, а на лапках царапки.(кот)
Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
Ты помял штанишки, друг? Доставай скорей (утюг).
Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! (дуб)
Два мощных имеет клыка, Два ласта и два плавника, Но этого дядю не трожь, Прилёг отдохнуть толстый ... (Морж)
Если долго в брюшке пусто, На луну он воет грустно.(волк)
Вкусный он и очень сладкий, Быть здоровым помогает, Его пчелы собирают...(мёд)
Если останется время: найди лишнее слово:
в.: тетра..ка, щё…ка, гря…ка
в.: зу…ки, тру…ка, ша…ка
Итог урока
- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Покажите знаком, кто считает, что достиг поставленной цели. Хорошо, в каких же случаях нужно проверять согласную букву, обозначающую парный по звонкости-глухости звук? И какими способами мы можем её проверить?
- Отметьте плюсом, на какой ступени на лестнице успеха вы теперь находитесь.
Рефлексия
Слайд 13
А сейчас я порошу вас выбрать любое высказывание, записанное на доске, и продолжить его!
Вы все большие молодцы! И я хочу вручить каждому на память вот такой буклет, в котором собрана полезная информация о звонких и глухих согласных звуках.