kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта-конспект урока "Словообразование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока 1) дать представление о словообразовании как разделе лингвистики; познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем;

2) развивать умение работать в парах;

3) воспитывать культуру межличностных отношений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта-конспект урока "Словообразование"»

Технологическая карта урока русского языка


Основные сведения об уроке

Дата


Количество учащихся

на уроке


Раздел ФГОС по русскому языку

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Тема урока

Словообразование

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вариант урока

Вступительный диплом в тему

Вид урока

Урок теоретических и практических работ

Цель деятельности учителя

Дать представление о словообразовании как разделе лингвистики, познакомить с механизмом образования слов с помощью морфем.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

уметь образовывать с помощью суффиксов и приставок новые слова, различать способы словообразования;

знать морфемный строй слов;

Метапредметные:

Познавательные: умение применить имеющиеся знания на практике;

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, применение осознанного выбора;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Личностные:

Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка.

Основные понятия на уроке

Приставка как словообразовательная морфема, словообразование, суффикс как словообразовательная морфема.

Методы обучения

Метод эвристической беседы, наблюдение над языком

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Аудиовизуальные средства

-

Оборудование

доска

Образовательные ресурсы

Русский язык. Сборник заданий 5 класс Бабайцева, Бендарская.

http://openclass.ru

Учебник. Теория 5-9 класс Бабайцева, Бендарская.

Другое


Организационная структура урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня у нас первый урок по теме «Словообразование». Мы проводим его, работая в парах.

Как вы понимаете значение слова «словообразование»?

Запомните свои слова, мы ещё вернёмся к ним!

2. Актуализация и пробное учебное действие


Сначала проверим домашнее задание упражнение 425.

Хорошо!


1) Взаимообмен карточками.

Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.

Алгоритм работы:

Учащиеся в парах работают каждый над своим вариантом задания. После выполнения задания учитель выдает карточки-ключи, и ученики выполняют работу над ошибками, при этом ставят себе оценку в графу «самооценка». Затем они обмениваются вариантами и выполняют задание напарника. По команде учителя работа прекращается, и ученики в парах обмениваются своими рабочими листами и осуществляют взаимопроверку другого варианта заданий, пользуясь карточками-ключами. Теоретическая часть задания проговаривается вслух. За проверенный вариант напарника ученики выставляют оценки и подписывают свою фамилию.

Критерии оценки заданий:

«5» - учащийся не допустил ни одной ошибки в записях.

«4» - учащийся допустил одну-две ошибки в записях.

«3» - 3-5 ошибок.

«2» - учащийся допустил более 5 ошибок.



Задание №1

Карточки-ключи

Вариант №1

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – …………………………………………………..; суффиксы и приставки – ……………………..; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился.

Карточка-ключ. Вариант №1.

1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – формообразующая роль.



2. У-дивл-яться, земл-е-тряс-ение, из-ред-ка, за-дрож-ать, дал-ёкий, при-ближ-ение, про-вин-ился.

Вариант №2

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………,

а какие участвуют в образовании форм слова:

…………………………………………………?

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич

Карточка-ключ. Вариант №2

1. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании - окончание и формообразующие суффиксы.



2. Баян-ист, охот-ник, пере-пис-чик, барабан-щик, учи-тель, труб-ач, москв-ич



2) Устный опрос:

  1. Что такое морфема?

  2. Какие морфемы участвуют в словообразовании?

  3. Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?


3. Выявление места и причины затруднения

Откройте учебники по теории на стр.43 прочитайте определение словообразования и запишите в свои справочники.

Разберёмся какие существуют способы словообразования.



Различают следующие морфологические способы:

  1. Приставочныйбеспорядок  ←  порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи!  Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…)                                                                         Наречия (навсегда – всегда…)                                                                                    Существительное (сверхчеловек – человек…)                                                             Прилагательное (гиперактивный – активный….)                                                      

Местоимение (никогда – когда, нигде – где...)                                                                                                          

  1. Суффиксальный:  просительница ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи.

Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный )                                         Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать← рассмотреть)       Существительные  с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение←  положить)

  1. Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б)  от прилагательных существительные ж.р.на «–ь»  (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.

  2. Приставочно-суффиксальный: подбородок←борода. Образуются: 

Глаголы (разбежаться – бег…)                                                  

Прилагательное (беспомощный -  помощь…)                                

Существительное (подснежник – снег, поморье – море…)                    

Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый) 

  1. Сложение — образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пешеход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие,  суффиксальный

Правило №1. Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Правило №2. Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).

 Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).



Физкультминутка:

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Что мы узнаем нового, и чем будем заниматься? (научиться различать способы словообразования).

Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.

Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:

  1. Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)

  2. Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий

  3. Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие).

Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем.


5. Творческая практическая деятельность

Выполним упражнение 434. (к каждому пункту 5 учеников записывают по одному слову на доске).

Прочитаем задание к упр. 436













6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Вариант №1

Вариант №2

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – ………………………………………………….;

суффиксы и приставки – ……………………...

………………………………………………….; окончание – …………………………………….

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,


задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,


пров_нился.


1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: ……………………………

……………………………………..…………..,

а какие участвуют в образовании форм слова:

…………………………………………………?


2. Выделите в словах суффиксы и приставки:


баянист, охотник, переписчик,


барабанщик, учитель, трубач, москвич

Самооценка:

Самооценка:

Проверил ……………. Оценка ……………..

Проверил ……………. Оценка ……………..

7. Самопроверка

Проверяем задание, которое вы выполняли.

Молодцы! Поставьте карандашем на полях себе оценку.

8. Рефлексия.

(На доске) Запишите домашнее задание упражнение 439 ответить на все вопросы ниже упражнения письменно.

Итак, подведём итоги урока

Что запомнилось вам на уроке?

Нам удалось добиться поставленной цели?

Встаньте и поднимите руку, если вам понравилась тема «Словообразование», и вы поняли, просо встаньте, если что-то было не понятно. Сидите, если совсем тема не усвоилась.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта-конспект урока "Словообразование"

Автор: Петрова Мария Владимировна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства