2. Мотивация к деятельности. 3. Включение в систему знаний. 5. Итог урока. | | Без расчёски причесался и умылся без воды, В кресло мягкое забрался и запел на все лады. Кошки - главные герои нашего урока. У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера В этой сказке нет порядка: Что ни слово - то загадка! Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал, КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел, Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днём храпит. КОТ плывёт по океану, КИТ из блюдца ест сметану Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит». «Прочитайте» слово, выделяя первый звук. Произнесите только первый звук. Обозначьте звук [к'] фишкой жёлтого цвета. «Прочитайте» слово, выделяя второй звук. Произнесите только второй звук. Обозначьте звук [и] фишкой жёлтого цвета. «Прочитайте» слово, выделяя третий звук. Произнесите только третий звук. Обозначьте звук [т] фишкой жёлтого цвета. На доске представлены иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит». На доске представлены иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит». Ловит КИТ мышей на суше. КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовёшь его: «Кис, кис!» - Он охотно спрыгнет вниз. На доске представлены иллюстрация кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».) КОТ на море бьёт баклуши! Добрый КОТ ни с кем не дрался, От врагов уплыть старался: Плавниками бьёт волну И уходит в глубину... Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах. «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, сккиииттт.) Посоветуйтесь, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.) Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. ([к]- [к'].) Назовите вторые звуки, ([и]- [о].) Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? Прилетели из столицы: Доктора, Профессора, Медицинская сестра, Академик по КИТАМ, Академик по КОТАМ, С ними 70 студентов, 35 корреспондентов, 2 редактора с корректором, Кинохроника с прожектором, Юные натуралисты И другие специалисты. Все на палубу спустились, Еле-еле разместились Разбирались целый год - Кто тут КИТ, И где тут КОТ. Обсуждали, не спешили, И в конце концов Решили: «В этой сказке нет порядка. В ней ошибка, Опечатка: Кто-то, Против всяких правил, В сказке буквы переставил, Переправил "КИТ" на "КОТ", "КОТ" на "КИТ", наоборот!» Ну, и навели порядок: В сказке больше нет загадок. В океан уходит КИТ, КОТ на кухне мирно спит... Выставка книг. Учитель знакомит учеников с выставкой книг: «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др. Работа по учебнику. Герои произведений приготовили для вас задания. Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.) «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.) Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.) Как ещё можно сказать? Не кот, а... (кошка). Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.) Кто догадался, что же это за слово? (Котёнок.) Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?». Вой, рычание и урчание означают... («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»). Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее... (всё в порядке, она безобидна и дружелюбна). Различное звучание «мяу» означает... («мне необходимо внимание по какому-либо поводу»). Хвост хлещет по бокам... («я сейчас нападу, берегись!»). Кончик хвоста подрагивает... (кошка возмущена). Любящая кошка непременно... (потрётся о ваши ноги). Если хвост взъерошен и опущен... (кошка испугана). Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать». Определите, чем задание на данной странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый звук в слове, а здесь - последний звук в слове.) Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? ([к]- [т].) Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [т]. (Бегемот, бант, кот.) Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме. От каких картинок проведены линии? Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [к]. (Молоток, ящик, чайник.) Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме. От каких картинок проведены линии? Различение звуков [к] - [т]. Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква. Произнесите эти же слова, выделяя звук [т]. Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак. Произнесите эти слова, выделяя звук [к]. Составление звуковой цепочки слов. Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное обозначение, расположенное вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.) Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн - звук [н].) Найдите картинку, название которой начинается со звука [н]. Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками. Далее учащиеся могут выполнить задание самостоятельно с проверкой. (Лимон - носки - индеец - цветок - корабль.) Физкультминутка Игра «Кто сказал "мяу"?» Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать. Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть, кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить... Если «кот» узнан, он становится водящим. Работа с предложением. Послушайте: «Жил у нас проказник-кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.) Из чего состоят предложения? (Из слов.) Составьте схему этого предложения. Работа по учебнику. Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака. Учащиеся составляют рассказ по сюжетным картинкам. Учитель читает продолжение стихотворения. Кошка первой входит в дом и живёт подолгу в нём. То мяучет, то играет, то куда-то исчезает...В. Приходько Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы её погладили, приласкали, она придёт к вам сама, поверьте! Помните, кошки - дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать её, может кинуться в лицо, занести инфекцию. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.  А вообще, кошка - очень преданное животное.
III. Итог урока. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? | (Кот.) Рассказы-описания о своих животных Слушают учителя и отвечают на вопросы учащиеся хором повторяют и одновременно выкладывают жёлтые фишки на партах (Ответы учащихся) Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника Оценивать свою работу | ПР: Умение слушать и слышать собеседника. К: Умение взаимодействовать с окружающими. Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника ПР: Умение слушать и слышать собеседника. К:Умение взаимодействовать с окружающими. Л: Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока, доказывают и аргументируют свою точку зрения. | |