Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые взаимодействия (УУД) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово СЛАЙД 1 Здравствуйте, я рада очень рада вас видеть на нашем уроке. Сегодня наш урок я хотела бы начать вот такими словами: Время проходит, а другое приходит. Да, время очень быстро проходит, и к нему надо относиться бережно, на уроке использовать каждую минуту с пользой, тогда вы добъетесь успеха. На слайде 3 слово «ВРЕМЯ» | Слушают учителя. Участвуют в диалоге с ним. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия и операции. Коммуникативные: работают в парах, (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, эвристическая беседа с элементами игры. | -Ребята, как вы понимаете значение этого слова? Создает проблемную ситуацию, побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. А вот как объясняет значение этого слова В.И. Даль в своем словаре: «Время- это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками» слайд 4 - Прочитайте выражения на слайде5: Время бежит. Время за нами, время перед нами, а при нас нет. Время проходит, а другое приходит. -Как вы их понимаете? Запишите эти слова в тетради. -А о каком времени пойдет речь, вы скоро догадаетесь. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа, работа с деформированным текстом. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Задание на слайде 6: Наступить осень, Пожелтеть наш сад. Листья на берёзе Золотом гореть. Не слыхать весёлых Песен соловья. Улететь птицы В дальние края. (А. Ерикеев) - Что вы можете сказать об этом тексте? (Глаголы записаны неправильно) -Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало правильно. Запишите глаголы в тетради в столбик. Давайте зададим вопросы к выписанным глаголам. Определим вид глагола. А теперь определим, в какой момент речи происходит действие? | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем делают выводы. Знакомят ребят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | Групповая (по парам) | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения. | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Мы определили ,в какой момент речи происходит действие в стихотворении. Чем же различаются эти глаголы? Слайд 7 (работа со слайдом) -Сегодня мы с вами научимся различать время глагола, вспомним изученное о виде глагола. Используем опорный материал на стр. 83 (Практика) Вывод: -Глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить,- в будущем времени. Несов. вид Сов.вид Будет думать подумает Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.(чтение § 87) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстом, знакомятся с материалом, выделяют главное. | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. | Задают вопросы для уточнения информации. |
| Физкультминутка | Мы немножечко устали, Сели, встали, сели , встали. Друг мой прыгает, и я. (подпрыгиваем) Хлопаем в ладошки. А сейчас урок опять, Будем время изучать. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Фронтальная | | Выполня- ют движения |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля | Выполнение упр. 224 стр. 83 1.Рассмотрите рисунок. Что происходит на стадионе? 2. Продолжите предложения. 1. До момента речи (т.е. в прошедшем времени): Ребята пришли в раздевалку,…..2. В момент речи(т.е.в настоящем времени): Один мальчик прыгает,….. 3. После мо – мента речи(т.е. в будущем времени): Спортсмены примут душ, ….. . | Формулируют собственные мысли, Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками | Индивидуальная, групповая. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки и исправляют их. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах | Устные ответы, письменная работа. |
7.Самостоятельная работа со взаимопроверкой | Выполнение обучающего упражнения на основе учебника. | . упр. 226 стр. 84 | Выполняют упражнения | Индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. | Письменная работа |
8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы. | Тест(слайд 8) --Определите время глаголов в предложениях. 1. Солнце жгло . 2. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. 3. Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят. А) Настоящее время. Б) Будущее время. В) Прошедшее время. --Определите время и вид глагола. 1. А теперь взглянем от России на запад. 2. На листву, как на чудо, я гляжу благодарного. А) Настоящее время, несовершенный вид. Б) Будущее время, совершенный вид. Ответы: 1В),2 А), 3 Б) 1Б), 2А) Взаимопроверка по эталону(слайд 9) | Выполняют задание, слушают одноклассников, оценивают их работу. | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. | Устные ответы. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итоги урока) | Заключительная работа по вопросам, выставление отметок | -Что нового вы узнали на уроке? -Понравилось ли вам на уроке? Оцените свою работу и работу одноклассников! -Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите нам. Урок понравился- карточка с улыбкой. Урок не понравился- карточка с грустным лицом. Вернемся к словам: Время проходит, а другое приходит. С пользой ли прошло наше время на уроке? | Оценивают работу одноклассников. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная работа. | Познавательные: устанавливают связь между объемом полученных знаний и исследовательских умений. Регулятивные: оценивают свою работу, и работу учащихся. | Листы обратной связи |
10.Домашнее задание | | Упражнение 227, § 87 (слайд 10) | | | | |