Тема | «Омонимия слов разных частей речи» |
Цель | Освоение учебного материала по теме и формирование умений школьников. |
Задачи | -Актуализация ранее полученных знаний. -Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. -Отработка навыков работы со словарями.. -Обучающие: изучение учащимися материала об омонимии (омонимы, омофоны, омографы, омоформы) -Развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений |
Формируемые УУД | Планируемые результаты освоения темы: -личностные: развить творческие способности. Проявлять готовность к сотрудничеству. Осознавать успешность своей деятельности. -метапредметные умения: познавательные—осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, обобщать информацию и анализировать ее. регулятивные - принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий, определять значимую цель, выделять информацию первостепенной важности. -предметные умения: уметь определять часть речи, закрепить материал по теме «Служебные части речи», закрепить материал по теме «Самостоятельные части речи», распознавать синтаксическую роль омонимичных слов. |
Основные понятия | Омонимы, омофоны, омоформы, омографы, производные предлоги, наречие, деепричастие |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | | | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах. Вопросы для обсуждения: Давайте вспомним, какие части речи относятся к самостоятельным? Какие к служебным? Какие предлоги называются производными? Из каких частей речи они пришли? На какой вопрос отвечает наречие? Как отличить его слов других частей речи (прилагательного, числительного, местоимения)? | Учащиеся дают определения, что такое самостоятельные и служебные части речи, что такое производные предлоги, что такое наречие, какую роль оно играет в предложении, что такое омонимия. | Работа с учебником | Владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения, а также целеполагание, умение ставить учебную цель и задачу. |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Постановка проблемы: как отличить слова-двойники? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. | Учащиеся рассуждают об омонимии. Высказывают предположения о том, что должно помочь им при определении части речи того или иного слова. | Учащимся предлагается поработать с материалом учебника. | Владение навыками аргументированного устного высказывания. | Способность ставить новые учебные цели и задачи |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Научиться определять часть речи слов-двойников. | Предлагает учащимся поделиться на группы и даёт задания для каждой из групп: 1 группа работает по карточкам «Наречия и созвучные формы других частей речи» 2 группа – работает по карточкам «Производные предлоги и союзы» | 1 группа Делает выводы о том, как отличить наречия от других частей речи. 2 группа Делает выводы о том, как отличить слова служебных частей речи от самостоятельных. | Учащимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему. Работа с материалом учебника | Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение. | Определение основной и второстепенной информации; Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; Выдвижение гипотез и их доказательство |
V. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности Цель. Закрепить полученные знания, сформировать умение публичного представления продукта своей деятельности | Предлагает учащимся рассказать о результатах своего исследования. | Учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников. | Предлагается учащимся рассказать о результатах своей работы с опорой на записи в тетради и т.п. | | Навыки отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний; Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VI.Работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверка степени усвоения учебного материала | Учитель предлагает учащимся проверить полученные знания – выполнить задания по тесту. | Учащиеся проверяют результаты теста. | Выполнение работы с последующей самопроверкой. | Поиск и выделение необходимой информации | Формирование навыков самооценки |
VII. Включение новых знаний в систему знаний Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Учитель предлагает составить предложения с омонимами. | Записывают предложения с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного. | Самостоятельная творческая работа на тему «Что же такое омонимия?» (с приведением примеров). | Создание письменного высказывания и его представление. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия ученическая и учительская. | Оценивают свою работу на уроке. | Заполнение рефлексивной карты Сегодня на уроке я: Что получилось и что не получилось? Достигли ли цели, поставленной в начале урока? Если нет, что необходимо сделать для ее достижения? Какие новые вопросы возникли в конце урока? | | Формирование навыков рефлексии |
IX. Д/з. | Задание 1 уровня: Создать кластер «Богатство лексики русского языка» Задание 2 уровня: упр. в учебнике | Записывают домашнее задание в дневник, определяют, какого уровня задание они хотят выполнить. | Записать домашнее задание на следующий урок. | | |