Цели для ученика
Обучающие: давать определения правописания букв Н-НН в суффиксах прилагательных; уметь графически обозначать данную орфограмму; уметь отличать морфемы с данной орфограммой; усвоить правила написания данной орфограммы и исключения. Развивающая: учиться формулировать тему; ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного; учиться работать с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу; учиться слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов. Воспитывающая: формировать умение слышать окружающих и на основе их высказываний формулировать своё мнение. | Цели для учителя
Образовательные: вырабатывать навыки, необходимые для правильного написания Н-НН в суффиксах прилагательных; учить графически обозначать данную орфограмму; отрабатывать навыки написания слов с данной орфограммой. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; умения, связанные со сравнительным анализом. Воспитательные: воспитывать в пятиклассниках умение слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения, доказывать свою позицию.
|
Тип урока
Комбинированный | Форма урока
Традиционная |
Опорные понятия, термины
Морфема Буква Орфограмма Корень Суффикс Прилагательное | Новые понятия
|
Формы контроля: Работа с карточками Фронтальный опрос | Домашнее задание
§64, упр.369 |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Мотивация
5 минут
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Опрос | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на аналитическую работу . | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные: умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний
2 минуты | Проверка и корректировка домашнего задания. - Правило Н-НН в суффиксах прилагательных - | Вызванный читает слова и объясняет написание, остальные проверяют. (упр.367, ч.2)
Отвечают на вопросы. | Фронтальная проверка. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Отработка умений находить и объяснять орфограмму. |
III. Изучение нового материала: а) Создание проблемной ситуации.
б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом.
в) Отработка изучаемого материала. 6 минут
| Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока путем сопоставления слов ветреный-ветряной. -Обращение на доску, где написаны слова. Выделение морфемы и обозначение орфограммы. (См. Приложение 1). УПр.368 - Установление закономерности между значением слова и буквой - -Вывод и формулировка темы урока. - Запись в тетрадь её, а также примеров, подобранных учениками самостоятельно Различение омонимичных слов (См. Приложение 2). Сопоставление самостоятельно сделанных выводов с материалом учебника. Придумывают собственные примеры. -Обобщите свои рассуждения. Синтаксическая минутка. На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. | Вызванные учащиеся выделяют морфемы и подчеркивают орфограмму.
-собственные примеры.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.
Разбор предложения
Анализируют слово с изучаемой орфограммой, формулируют вывод.
Отвечают на вопросы учителя.
| Групповая работа. Практический метод. Приём познавательной активности через задание.
| Личностные: умение обобщать полученный результат; регулятивные: целеполагание, постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе. |
IV. Лингво-физкультминутка.
1 минута | Объясняет задание. - Отдых с одновременной проверкой умения правильно писать - Садитесь. | Выполняют упражнения: | Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология. | | |
V. Актуализация новых знаний.
а) Первичное закрепление.
5 минут | Устанавливает осознанность восприятия. Развивает навыки применения новых знаний на практическом материале. - Выполнение упражнений - Проверка ответов | Выполняют упражнения:
Выполняют задания.
Самостоятельно записывают слова, комментируя написание записывают их в тетрадь. Отвечают на вопрос. | Фронтальный опрос. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. | Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления. |
2) Первичное обобщение. 17 минут | Организует деятельность по применению новых знаний. -Проговаривание правила написания Н-НН в прилагательных - Решение кроссворда -Распределительный диктант |
Выполняют письменные задания по применению новых знаний. Распределяют слова в два столбика , объясняя условия выбора и выделяя морфемы | Комментированное письмо по цепочке.
Обсуждение вариантов ответа | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | |
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
5 минут | Организует рефлексию. Выясняет, что усвоено на уроке, что нет; с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы. Осуществление контроля над пониманием темы. Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Беседа.
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения; регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся; познавательные: рефлексия; личностные: самосовершенствование. | Умение оценивать себя.
Умение оценивать результат учебной деятельности. |
| Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке.
| Придумывают предложения со словами-исключениями. Делают обобщающий вывод о правописании гласных и-ы после ц, о достижении поставленных задач. Оценивают результат своей деятельности. Заполняют Таблицу самооценки. | | | |
VII. Домашнее задание. 1 минута | Объясняет домашнее задание: -Подобрать слова для распределительного диктанта по изученной орфограмме (10-15 слов) - упражнение 369 - Выучите теоретический материал в учебнике. | Слушают и записывают задание в дневник | | Регулятивная: саморегуляция. | |
– Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». (Можно подготовить инсценировку.)
– На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите.
– Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя прилагательное.
– Назовите общие признаки имен существительных и имен прилагательных. В чем различие этих частей речи?
. На лесных дорогах еще кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.