Класс: 2.
УМК: «Школа России».
Предмет: русский язык.
Тема. Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе, единственном или множественном.
Цель: создать условия для знакомства с именами существительными, употребляемыми только в одном числе: единственном или множественном.
Планируемые результаты.
Предметные: познакомить с именами существительными, употребляемыми только в одном числе: единственном или множественном; формировать умения определять число имён существительных, изменять существительные по числам.
Регулятивные: учить определять и сохранять в памяти учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.
Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенному началу.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: проявлять положительное отношение к языковой деятельности, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: картинка с изображением зайчика, учебник В.П. Канакиной «Русский язык. 2 класс. Ч.2», рабочая тетрадь В.П. Канакиной «Русский язык. 2 класс. Ч.2», приложение к учебнику на электронном носителе, красные, зелёные, жёлтые овалы из бумаги - кольца для пирамидки.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников. |
I. Мотивация познавательной деятельности. | - Всё готово? Всё в порядке? Учебник, ручка, две тетрадки. Все готовы мы учиться. В жизни знанье пригодится. - Сегодня к нам на урок пришёл зайчик. Он играл в игру «Знатоки» и не смог пройти на третий уровень. Он не справился с заданием. Нужно было изменить имена существительные по числам. А вы умеете изменять имена существительные по числам? - Зайчик просит нас ему помочь. тетради - километр – огород – - туфли - шахматы сахар - - Мы не знаем, как будет слово шахматы в единственном числе, а слово сахар во множественном числе. Что же нам делать? | Проверяют готовность к уроку. Отвечают учителю (две последние строчки стихотворения). Читают слова. Изменяют слова по числам. Приходят к выводу, что не знают, как правильно изменить слова шахматы, сахар. |
II. Организация познавательной деятельности. | - Сформулируйте тему урока, учебную задачу урока. | Формулируют тему урока, учебную задачу. |
- Если мы чего – то не знаем, где мы можем найти информацию? - Послушаем объяснение темы «Изменение имён существительных по числам» в электронном приложении к учебнику (первый фрагмент). - Что вы узнали? - Теперь мы можем помочь зайчику? | Предлагают способы решения учебной задачи. Слушают электронное приложение к учебнику. Делают вывод, что не все имена существительные изменяются по числам. |
- Выполним упражнение из электронного приложения «Выбери существительное». | Выполняют упражнение из электронного приложения к учебнику. |
- Давайте проведём исследовательскую работу. Исследуем имена существительные, данные в упражнении 111. Можете выполнить упражнение в паре или группе. - Проверим работу. | Читают задание. Выбирают, как будут работать. Выписывают существительные в нужном порядке. Называют имена существительные. Делают вывод. |
- Игра «Будь внимательным». Если я скажу слово, которое изменяется по числам, то вы хлопаете в ладоши. Если скажу слово, которое бывает только в одном числе, то вы подпрыгиваете. (Берёзы, очки, тарелка, шуруп, качели, стакан, молоко, молоток, чай, жмурки, игры, листва, чернота, сапог, Волга, друг.) | Хлопают в ладоши, если слышат существительное, которое изменяется по числам. Подпрыгивают, если слышат существительное, которое употребляется в единственном числе. |
- Зайчик принёс вам загадку. Во дворе кланяется, кланяется, А придёт домой растянется. Что это такое? - Объясните значение слова топор. -Послушаем наш компьютер. - Сравним произношение и написание слова. Запишем слово. Подчеркнём безударную гласную. - Учёные считают, что слово топор образовалось от слова топать, тяпать, что означало «ударять», «сечь», «рубить». Вот и получается, что топор буквально означает «топало», «рубило». - Придумаем однокоренные ему слова, запишем их. - Составьте словосочетание со словом топор. Запишем его. Придумайте предложение со словом топор. Запишем его. Разберём предложение по частям речи. | Отгадывают загадку. Объясняют значение слова. Слушают объяснение значения слова из электронного приложения. Сравнивают произношение и написание слова. Придумывают однокоренные слова и записывают их. Придумывают словосочетание и предложение со словом топор, записывают их. В предложении над словами записывают, какими частями речи является каждое слово. |
- Выполните упражнение 112 самостоятельно. - Проверим работу. | Читают пословицы. Объясняют их смысл. Списывают пословицы. Находят имена существительные. Определяют их число. Проверяют. |
- Бабушка дала зайчику очень старинную книгу. В книге есть сказка про зайца и черепаху. Но вот беда! Лист, на котором написана основная часть сказки, оторвался и потерялся. Послушаем начало и конец сказки. - Вы знаете эту сказку? - Придумайте основную часть сказки в паре. - Проверим работу. | Слушают начало и конец сказки. Определяют главную мысль сказки. Придумывают в паре основную часть сказки и рассказывают её одноклассникам. |
III. Итог урока. | - Назовите тему урока. - Какую учебную задачу мы поставили? - Приведите примеры имён существительных, которые употребляются только в единственном числе? - Приведите примеры имён существительных, которые употребляются только во множественном числе? - Представьте, что наш урок – пирамидка. Каждое задание – это кольцо пирамидки. Сложите свою пирамидку. Вы выбираете зелёное кольцо, если задание выполнили правильно. Выбираете жёлтое кольцо, если для выполнения задания вам нужна была помощь, а красное кольцо, если вы не смогли выполнить задание. сказка упражнение 112 работа со словом топор упражнение 111 упражнение «Выбери сущ.» -Дома выполните упражнение 66 на странице 31 «В рабочей тетради». Прочитайте упражнение. У кого есть вопрос? | Называют тему и учебную задачу урока. Приводят примеры имён существительных, которые употребляются только в единственном или во множественном числе. Выбирают кольца и складывают пирамидку. Читают задание к упражнению. |
Физкультминутка проводится под музыку.
Литература.