kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока. РР Контрольное изложение №1 по теме «Старый пень».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по развитию речи. Обучение написанию сжатого изложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. РР Контрольное изложение №1 по теме «Старый пень».»

Технологическая карта урока №32 РР Контрольное изложение №1 по теме «Старый пень».

Дата: _______________________

Класс: 5

Учитель: ______________________________

Тема урока: РР Контрольное изложение №1 по теме «Старый пень».

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский язык» 5 класс, Ч.1, иллюстрации учебника.

Цель: актуализировать и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранить повторы

Задачи:

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову.

Образовательные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план;

формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, учить видеть глубину вопроса, анализировать свои движения души; развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление, показать ценность достижений культуры для человечества.

Формируемые УУД.

Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план, пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.




Ход урока.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне




1 мин.



Приветственное слово учителя:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.












Регулятивные: формирование способности принимать учебную задачу.

Личностные:

 нравственно-этическое оценивание нового материала

Коммуникативные:

формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание

Познавательные: 

формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

5 мин.

Посмотрите в окно: на улице тоже ярко светит солнце, день чудесный. Посмотрите вокруг: вас окружаю друзья. Итак, мы начинаем с этой веселой песни урок. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Все помнят, что прилагательное классная пишется с удвоенной –нн-. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран.

*(Презентация слайд 1- проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Пень".)



- Известны ли вам данные сказки?

- Кто автор?

*(презентпция слайд 2 - В.П.Катаев)



- Какая сказка неизвестна?

Недавно мы писали с вами изложение, которое назвали "Хитрый заяц". Какое это было изложение по объему? Как мы излагали материал?



*(Презентация слайд 3 - .Сжатое изложение по рассказу В.П.Катаева «Пень».)


Слушают учителя,

участвуют в диа-

логе с учителем.

Отвечают на во-

просы.


Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства.

Личностные:

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся;

Регулятивные:

обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности;

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

6 мин

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".

- Как вы понимаете этот термин? (ответы учащихся).

- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

- Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся).

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.




Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы; читают, слушают,

Регулятивные:

планирование собственной задачи, анализировать собственную работу

Познавательные:

Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(открытие детьми новых знаний)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

7 мин.

Работа с текстом

  1. прослушивание фонограммы произведения В.П. Катаева «Пень»;

  2. выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником

(текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1);

  1. осмысление текста.

Беседа:

- Понравился ли вам рассказ?

- Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана)

*(презентация слайд 4 – Докажите, что это текст)



- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.



4)чтение текста учащимися

(установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?).

- О чем этот рассказ, т.е. его тема?*(презентация слайд 6- Какова тема…)

- Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня)


Составляют план изложения совместно с учителем

Познавательные: поиски способов решения проблемы

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу

Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Выполняют элементарные физические упражнения


языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаи-

мопонимания.

— Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках

5.Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания.

5 мин.

Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

- Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся)

*(презентация слайд 7 – Как можно озаглавить текст)

- Как бы вы назвали этот рассказ? ( Варианты: "Старый пень", "Притча о гордом человеке", "Ты не царь").

- Какое название отражает в большей степени основную мысль?



4) словарно-лексическая работа.

*(презентация слайд 8 – Какое слово…)

- Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч-ся отвечают: гордость).

- Подберите синонимы к слову гордость (гордость, зазнайство, высокомерие).

- Понимаете ли вы разницу в значении слов?

*(презентация слайд 9)(учащимся помогают словари)

- Что вы знаете о приставке воз-? (при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх ). Обратите внимание, что пень не гордился, а возгордился.

- О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние времена, вот послушайте, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): « Выше высокомерия нет гнуснее порока». А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье – ключ к неприязни и вражде».

*(презентация слайд 10)

Учитель:

- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

- Что мы составили для рассказа? (План. 1.Грибники вокруг старого пня. 2.Старый пень возгордился. 3. Молчание деревьев. 4. "Я ваш царь!". 5." Ничего ты не царь").

*(презентация слайд 11 – Составим план)

Учитель:

- Задумаемся… *(презентация слайд 12- «Задумаемся»)

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)


Личностные:

следование в поведении моральным и этическим требованиям;

самооценка на основе критерия успешности; самоопределение

Познавательные: обобщение,

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

6.Первичное закрепление – работа в парах

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

5 мин.

сжатый пересказ.

- Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста (обобщение, исключение, упрощение).

*(презентация слайд 14)

отбор нужной информации.

*(презентация слайд 15)

- Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2-го абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше).

*(презентация слайд 16)

- Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

*(презентация слайд 17)

- Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную).

*(презентация слайд 18)

- Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3-го абзаца полным или его можно упростить.

- Верно, его можно сделать покороче.

(например: Но деревья стояли молча. - Деревья молчали.)

*(презентация слайд 19)

- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4-йабзац? Подумайте.

(учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы).

- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

- Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:

Прилетела синичка и сказала:

- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).

- Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста.

*(презентация слайд 20)

В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.

Но деревья стояли в безмолвной тишине.

Рассердился старый пень и ну кричать.

Прилетела синичка и сказала:

- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находя).

- А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).

- Теперь вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста).

Формулируют

собственные мыс-

ли, высказывают

и обосновывают

свою точку зре-

ния. В сотрудни-

честве с учите-

лем и однокласс-

никами делают

выводы.

Выполняют зада-

ние, отвечают

на вопросы

Регулятивные - оценивать правильность выполнения задания;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вторичное закрепление материала

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.


8 мин

Написание сжатого изложения.

Самоконтроль.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

Личностные:

следование в поведении моральным и этическим требованиям;

самооценка на основе критерия успешности; самоопределение

Познавательные: обобщение,

построение логической цепи рассуждений, доказательство

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8. Рефлексия деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.


4 мин.


– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

 


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

Познавательные – рефлексия способов и условий действий

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

7.Домашнее задание



Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.


4 мин.

  1. Правило повторить, словарные слова.


Записывают домашнее задание.

Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других.

Познавательные – рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.













2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока. РР Контрольное изложение №1 по теме «Старый пень».

Автор: Азьмук Ольга Петровна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства