воспитание ценностного отношения к слову.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
| 1 мин. | Приветственное слово учителя: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. | Регулятивные: формирование способности принимать учебную задачу. Личностные: нравственно-этическое оценивание нового материала Коммуникативные: формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание Познавательные: формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | 5 мин. | Посмотрите в окно: на улице тоже ярко светит солнце, день чудесный. Посмотрите вокруг: вас окружаю друзья. Итак, мы начинаем с этой веселой песни урок. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Все помнят, что прилагательное классная пишется с удвоенной –нн-. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран. *(Презентация слайд 1- проецируются иллюстрации к сказкам В.П.Катаева "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Пень".)
- Известны ли вам данные сказки? - Кто автор? *(презентпция слайд 2 - В.П.Катаев)
- Какая сказка неизвестна? Недавно мы писали с вами изложение, которое назвали "Хитрый заяц". Какое это было изложение по объему? Как мы излагали материал?
*(Презентация слайд 3 - .Сжатое изложение по рассказу В.П.Катаева «Пень».) | Слушают учителя, участвуют в диа- логе с учителем. Отвечают на во- просы. | Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства. Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; Регулятивные: обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности; |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | 6 мин | Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень". - Как вы понимаете этот термин? (ответы учащихся). - Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно. - Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся). Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
| Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и од- ноклассниками делают выводы; читают, слушают, | Регулятивные: планирование собственной задачи, анализировать собственную работу Познавательные: Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | 7 мин. | Работа с текстом прослушивание фонограммы произведения В.П. Катаева «Пень»; выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником (текст в учебнике упр. 137) (см. приложение №1); осмысление текста. Беседа: - Понравился ли вам рассказ? - Докажите, что данный отрывок является текстом? (учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана) *(презентация слайд 4 – Докажите, что это текст)
- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
4)чтение текста учащимися (установка учителя: прочитайте текст вполголоса, подумайте о чем он?). - О чем этот рассказ, т.е. его тема?*(презентация слайд 6- Какова тема…) - Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел? (ответы учащихся: осуждение гордого пня) | Составляют план изложения совместно с учителем | Познавательные: поиски способов решения проблемы Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Выполняют элементарные физические упражнения | | языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаи- мопонимания. — Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках |
5.Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. | 5 мин. | Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? - Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся) *(презентация слайд 7 – Как можно озаглавить текст) - Как бы вы назвали этот рассказ? ( Варианты: "Старый пень", "Притча о гордом человеке", "Ты не царь"). - Какое название отражает в большей степени основную мысль?
4) словарно-лексическая работа. *(презентация слайд 8 – Какое слово…) - Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч-ся отвечают: гордость). - Подберите синонимы к слову гордость (гордость, зазнайство, высокомерие). - Понимаете ли вы разницу в значении слов? *(презентация слайд 9)(учащимся помогают словари) - Что вы знаете о приставке воз-? (при добавлении к глаголам образует глаголы со значением направления действия вверх ). Обратите внимание, что пень не гордился, а возгордился. - О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние времена, вот послушайте, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): « Выше высокомерия нет гнуснее порока». А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде Расположенье и доверье, А глупое высокомерье – ключ к неприязни и вражде». *(презентация слайд 10) Учитель: - Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось? - Прочитайте каждую часть и дайте ей название. - Что мы составили для рассказа? (План. 1.Грибники вокруг старого пня. 2.Старый пень возгордился. 3. Молчание деревьев. 4. "Я ваш царь!". 5." Ничего ты не царь"). *(презентация слайд 11 – Составим план) Учитель: - Задумаемся… *(презентация слайд 12- «Задумаемся») | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча) | Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
6.Первичное закрепление – работа в парах Цель: применение нового знания в типовых заданиях | 5 мин. | сжатый пересказ. - Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста (обобщение, исключение, упрощение). *(презентация слайд 14) отбор нужной информации. *(презентация слайд 15) - Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2-го абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше). *(презентация слайд 16) - Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы? *(презентация слайд 17) - Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную). *(презентация слайд 18) - Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3-го абзаца полным или его можно упростить. - Верно, его можно сделать покороче. (например: Но деревья стояли молча. - Деревья молчали.) *(презентация слайд 19) - Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4-йабзац? Подумайте. (учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы). - Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная) - Выберите ключевые фразы из последней части. (Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала: - Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят). - Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста. *(презентация слайд 20) В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться. Но деревья стояли в безмолвной тишине. Рассердился старый пень и ну кричать. Прилетела синичка и сказала: - Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находя). - А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст). - Теперь вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста). | Формулируют собственные мыс- ли, высказывают и обосновывают свою точку зре- ния. В сотрудни- честве с учите- лем и однокласс- никами делают выводы. Выполняют зада- ние, отвечают на вопросы | Регулятивные - оценивать правильность выполнения задания; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Вторичное закрепление материала Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | 8 мин | Написание сжатого изложения. Самоконтроль. | Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8. Рефлексия деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | 4 мин. | – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе Познавательные – рефлексия способов и условий действий Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. |
7.Домашнее задание
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | 4 мин. | Правило повторить, словарные слова. | Записывают домашнее задание. | Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других. Познавательные – рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. |